Главная | Вход | RSSПятница, 2021-04-23, 2:59 AM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Разделы
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Борзова Светлана Николаевна

Доклад «Особенности работы учителей начальной школы на этапе реализации ФГОС НОО»
[ · Скачать удаленно (68 КБ) ] 2016-03-27, 11:33 PM

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

НА ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС НОО.

 

С.Н.Борзова,

учитель начальных классов

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края

           

      Российская школа переживает серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел  федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

        Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

         На сегодняшний день  новые Федеральные государственные образовательные стандарты  начального общего образования (ФГОС НОО) уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Не стала исключением и общеобразовательное учреждение «СОШ №2 г. Зеленокумска».

         Педагогический коллектив МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска» с 2011 года активно включился в изучение, а затем и в процесс внедрения  Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования, который  потребовал серьёзных изменений в организации школьной жизни на начальной ступени образования, в деятельности всего педагогического коллектива.

Работа нашего коллектива  была начата с изучения пакета документов (базисного учебного плана, примерных программ, планируемых результатов, педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения).

На этапе подготовки к введению ФГОС НОО  в школе была сформирована проблемная группа под руководством заместителя директора по УВР. Разработано и утверждено Положение о рабочей группе. Составлены план-график, план деятельности рабочей группы, который включал в себя перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Итогом деятельности рабочей группы стала основная образовательная  программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района». Программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

На этапе внедрения ФГОС НОО на заседаниях творческой группы рассматривались следующие вопросы:

- результаты усвоения рабочих образовательных программ по учебным дисциплинам;

- анализ внеурочной деятельности младших школьников в образовательном учреждении;

- сформированность банка диагностик предметных, метапредметных, личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ ФГОС НОО;

- работа с «Портфелем достижений младшего школьника»

- работа учителей с обучающимися, имеющими трудности в обучении.

 Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, создают условия развития личности и её самореализации.  Педагоги  нашей школы на своих  уроках  привлекают   детей к открытию новых знаний, вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, обучают детей приемам работы в группах,  анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения, выполняют различные проектные, исследовательские работы.

           Мы считаем, что включение в контрольно-оценочную систему школы УУД позволяет:

  • поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;
  • создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;
  • оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

 При обучении первоклассников в 2011-2012 учебном году учителя испытывали большие затруднения в формировании универсальных учебных действий (УУД).  В связи с этим, творческая группа совместно с руководителем МО начальных классов Борзовой С.Н. провели семинар-практикум  «Планируемые результаты НОО. Формирование УУД». На этом мероприятии учителя начальных классов  рассмотрели  рабочие материалы психолога по оценке сформированности УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО, составили  технологическую  карту организации психологического мониторинга, определили оцениваемые в 1-4-х классах УУД, изучили основные методики их формирования и рекомендации по оцениванию. Учителям были предложены памятки «Условия формирования и развития регулятивных УУД у обучающихся», «Помощь учащимся в преодолении трудностей при формировании УУД», «Оценивание образовательных достижений учащихся».

Третий год в школьный план ВШК внесены графы, отражающие деятельность по выявлению сформированности у младших школьников УУД.

 На наш взгляд, важным направлением в управлении  инновационной деятельностью является методическое сопровождение введения ФГОС НОО. Система методической работы в нашей школе направлена на обеспечение непрерывного профессионального развития педагогов и создание кадровых условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС. Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов осуществляется на основании следующих документов:

- программа развития профессиональной компетентности педагога в межаттесчтационный период;

- портфолио учителя;

-накопительная папка учителя начальных классов по теме самообразования.

Программа развития профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период проверяется администрацией школы один раз в учебный год в рамках ВШК.

На заседаниях МО учителя начальной школы изучили Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»», нормативно-правовые документы необходимые для введения ФГОС, познакомились с материалами  по теме: «Системно - деятельностный подход в формировании контрольно - оценочной деятельности», с внеурочной  деятельностью в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Кроме этого на заседаниях педагоги  рассматривали  теоретические вопросы, связанные с изучением трудных разделов программы и организацией образовательного процесса в начальной школе.

         С 2012 года изменилась работа учителей начальных классов по самообразованию. Мы считаем эффективным, выбор темы по самообразованию учителя  связывать с проблемами внедрения ФГОС. В связи с этим  каждый учитель  выбрал для себя новую тему.  В мае 2013 года на заседании круглого стола «Использование современных педагогических технологий на уроках в начальных классах» учителя делились опытом работы над своими темами по самообразованию.

 Также в мае 2013 года учителя начальных классов Медведева С.С., Борзова С.Н., Воробьёва Е.Н., Тимохина О.В., Гладких Е.Д. проводили  мастер - классы  по изучению наиболее сложных тем по русскому языку и по математике в 1-2 классах по УМК «Гармония».

Опытом работы, имеющимися проблемами и перспективами наши учителя  активно делятся не только в рамках школьных семинаров, мастер-классов, круглых столов, но и на заседаниях муниципального методического объединения учителей начальных классов, успешно участвуют в фестивалях, конкурсах, конференциях различных уровней проведения.

Так как  у учителей начальных классов   сложилась за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учащихся, то  с введением ФГОС в конце первого полугодия 2011-2012 учебного года назрела необходимость в создании творческой группы: «Современный урок в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО».

 Работа творческой группы направлена на изучение и практическую отработку нового содержания урока, эффективных педагогических и образовательных технологий, разнообразия вариативности образования. Членами этой группы проводятся в октябре и апреле каждого года методические семинары. На семинарах уже рассмотрены изменения в проведении современного урока с введением ФГОС: основные типы уроков, этапы уроков, методы, формы работы. Даны теоретические и практические рекомендации по проблеме проектирования современного урока по определению целей урока в соответствии с ФГОС. Изученный теоретический материал показывается учителями начальных классов на открытых уроках, которые ежегодно проводятся в течение учебного года согласно школьному графику.

              Работа этой творческой группы продолжается и этом учебном году. Проблема, над которой они работают в 2013-2014 учебном году, - это обучение младших школьников учебному сотрудничеству со сверстниками на уроках.

           По новым стандартам дети должны применять свои знания на практике. И в этом им помогает современная техника: компьютеры, интерактивные доски, измерительные приборы – датчики. В 2012 году наша школа получила необходимое оборудование для внедрения ФГОС. Полноценное использование интерактивных досок даёт учителю возможность сделать работу на уроке более эффективной. Практика показала, что наиболее серьёзное препятствие, с которым столкнулись учителя при работе с интерактивной  доской,- это незнание возможностей нового учебного оборудования. На школьном уровне проведён обучающий семинар для педагогов школы «Основные приёмы использования интерактивных досок в учебном процессе». Однако, мониторинг использования учебного оборудования учителями 1-3 классах, осуществляемый во время тематических проверок в рамках школьного плана ВШК, говорит о том, что эта проблема до сих пор не решена до конца. Поэтому в 2013-2014 учебном году мы предложили  начать  работу школьной экспериментальной площадки «Применение интерактивной доски на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения эффективности образовательного процесса».

        Особое внимание в ФГОС нами  уделяется организация проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности. Так, в п. 22 ФГОС сказано, что в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность в т.ч. работы с одарёнными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно – технического творчества и проектно – исследовательской деятельности.

          До 2013 года этой работой продуктивно занимались с детьми Хлыстова Е.В., Тимохина О.В., Воробьёва Е.Н. Поэтому в январе 2013 года провели школьную научно-практическую конференцию «Проектная деятельность как условие развития образовательных компетентностей учащихся». И уже в феврале 2014 года в рамках недели начальных классов провели  конкурс исследований с обязательной защитой среди учащихся четвёртых классов.

          Третий год на заседаниях педагогического совета школы по итогам четвертей и года анализируется проделанная работа по реализации ФГОС. Большое внимание мы уделяем входному контролю и результатам комбинированных контрольных работ.

          В работе по обновлению образовательного процесса школы, связанной с реализацией стандартов, важно увидеть и поддержку родительской общественности. Просветительская работа школы через Управляющий совет школы, классные родительские комитеты, родительские собрания и консультации по проблемам введения ФГОС, обновление материалов школьного сайта, прежде всего, направлена на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевых моментов и ориентиров.

Это позволяет нашим родителям осознать масштаб и прогнозировать положительность перемен, связанных с реализацией ФГОС; успешно в сотрудничестве со школой выстроить формы внеурочной деятельности, стать нашими союзниками, что закреплено сегодня общественным договором школы и родителей. Родители наших учеников принимают активное участие в жизни школы, и мы уверены, что введение стандартов второго поколения сыграло в этом немаловажную роль.

Наряду с положительными моментами, которые отражены в статье, есть и проблемы, которые необходимо решить:

- недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей начальных классов к реализации ООП;

- необходимость ежегодной коррекции всех разделов ООП.

Следует наметить пути решения выявленных проблем. Для этого всем педагогам МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска» необходимо:

- активно включиться в процесс реализации ФГОС;

- доработать разделы ООП (особое внимание уделить системе оценивания результатов освоения обучающимися ООП);

- ежегодно анализировать успешность курсов внеурочной деятельности.

 

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

          3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.

          4.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

Категория: Борзова Светлана Николаевна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 298 | Загрузок: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2021
    uCoz