Главная | Вход | RSSВторник, 2020-09-22, 6:19 PM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Разделы
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Гетманова Вера Васильевна

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Проблема выбора по рассказу Л.С. Петрушевской «Глюк», 8 класс
[ · Скачать удаленно (2,21 МБ) ] 2016-03-29, 9:22 PM

План – конспект урока внеклассного чтения

«Проблема выбора по рассказу Л.С. Петрушевской «Глюк»

Учитель Гетманова В.В.

Класс 8В

Время проведения 16 марта 2016 г.

Цели урока.

Обучающие:

- обучение вдумчивому чтению и анализу  художественного произведения, пониманию замысла автора.

Развивающие:

- развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы;

- осуществлять самоконтроль и самооценку, развивать универсальные учебные  действия.
Воспитательные:

-формирование у учащихся высоких нравственных качеств: доброты, ответственности за свои поступки, желания духовных потребностей;

- создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – коллектив)

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал

Методические приемы: аналитическое чтение рассказа, проблемный диалог.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний
  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! На уроках литературы в этом году мы с вами изучали творчество писателей и поэтов 18 и 19 веков. Читали о людях, живших в прошлых веках, о том, чем жили наши предшественники, что любили, о чем думали, мечтали, что ценили превыше всего. Мы анализировали их поступки, давали им оценку.

Но не менее интересно будет узнать, что пишут современные писатели о нас, живущих в 21 веке. Какими они нас видят, понимают ли наши проблемы, как предлагают разрешить их?

  1. Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведением Л.С. Петрушевской «Глюк». Дома вы написали о том, каково ваше первое впечатление от рассказа. Зачитайте. Сформулируйте проблему данного текста.

Тема нашего урока…

- Проблема выбора в рассказе Л.С. Петрушевской «Глюк». А эпиграфом к уроку мы возьмем  слова А.П. Чехова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Цель сегодняшнего урока: учиться вдумчиво читать художественное произведение, понять замысел автора рассказа «Глюк». И в конце урока мы должны будем ответить на вопросы: «Что же хотела сказать своим рассказом Л.Петрушевская? Над какими проблемами заставляет задуматься?»

2. Основная часть

1)  Сообщение о жизни и творчестве Л.С.Петрушевской. (Выступление ученика). Людмила Стефановна Петрушевская – российский прозаик, поэтесса, драматург. Для Л.Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель её творчества - показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

- Родилась Петрушевская в Москве в 1938 году, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первая книга вышла в 1988 году- это сборник рассказов «Бессмертная любовь». Писательница известна в мире, она читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. Многожанровый писатель, она продолжает тему «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней. Л.Петрушевская – мрачный «взрослый» прозаик и драматург, но при этом - один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи» и др.

- вот что говорил о Людмиле Петрушевской известный режиссёр и сценарист М.Захаров «Людмила Петрушевская — человек удивительной судьбы, она может быть очень простой во заимоотношениях, откровенной и честной, может быть ироничной и даже злой. Она непредсказуема, и если бы мне сказали нарисовать её портрет, я бы не смог»

- Сама Людмила Петрушевская так говорит о своем творчестве: «…я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов, остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами…».

2) Значение слова Глюк

- Вам было предложено написать толкование слова глюк. Давайте послушаем.

- А теперь сравните.

- Глюк слово многозначное. В немецком языке оно значит «счастье». Такую фамилию имеет много немцев, в т.ч. – композитор Кристоф Виллибальд, живший в 18 веке.

- В нашем рассказе используется производный молодёжный жаргонизм от слова галлюцинация  (лат. hallutinatio - видение) - восприятие несуществующих объектов (предметов и явлений) в качестве реальных.

3) Работа с терминами: (осуществляется по ходу анализа рассказа)

- композиция

- сюжет

- экспозиция

- завязка

- развитие действия

- кульминация

- развязка

4) Чтение по ролям.

Прочитайте по ролям часть рассказа, в которой происходит знакомство с героями (экспозиция).

 5) Характеристика Тани

- Многие исследователи считают, что главная героиня рассказа Таня представляет некоторую часть молодежи сегодняшнего дня. Её прототип можно найти в любой школе, в любом классе (от 8 класса и старше), на любой дискотеке. Согласны ли вы с этим мнением?

- Какой вы представляете Таню в начале рассказа? Давайте составим словесный портрет главной героини, пользуясь текстом рассказа. Рассказать о Тане, дать ей характеристику:

-    внешность

-    речь 

-    отношение к окружающим

-    поступки

- Почему Таня пьет пиво и уже попробовала таблетки? (пытается понравиться окружающим одноклассникам, показаться лучше, взрослее)

-Почему ей нравится такой мальчик, как Серёжа ? (-Она не уважает, не ценит себя. У неё низкая самооценка)

- Есть ли у Тани друзья?

- Хотелось бы вам дружить с такой Таней?

- Нравится ли Таня самой себе?

- От кого зависит выбор: быть или не быть красивой; быть умной или глупой пустышкой; иметь или не иметь друзей

- Почему она ничего не меняет? (Ленива, если бы случилось чудо, и она похорошела или стала лучше учиться - это да, а приложить самой усилия  – нет.)

-Почему Глюк приходит именно к Тане?  (Таня легко поддаётся искушению: даром, не прилагая усилий, получить то, что она считает необходимым для счастливой жизни)
6)

- Её мечта исполнилась – она встретила волшебника. Теперь она стоит перед выбором: какие желания заказать. Давайте пофантазируем и представим, что Волшебник предлагает исполнить Ваши три желания. Времени на раздумье мало. Напишите на листочках самые заветные желания.

- Желание – это стремление человека осуществить свои потребности. Их можно разделить на духовные (Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными) и материальные (Вещественные, реальные в противопоставление духовному).

Проанализируйте свои желания. Не вызывают ли они у Вас тревоги – отвечать не надо!

- А вот результаты опроса  ваших сверстников «О чём я мечтаю больше всего?»  Какие из этих желаний можно отнести к материальным, а какие к духовным?

7) Завязка, развитие действия

-Какие желания высказала Таня? (Дом ,деньги, жить за границей.)

- К какой группе относятся все желания Тани?

- Какая мысль появилась у Тани, когда она оказалась в своём доме? («У меня спальня как у Барби!». Она видела такую спальню на витрине магазина «Детский мир»)

- Почему автор вызывает ассоциацию с куклой? (Таня сама как кукла – у неё нет никаких духовных потребностей, только потребительские)

- Может ли удовлетворение материальных потребностей гарантировать счастливую жизнь? Аргументируйте своё мнение

- С какими трудностями она встретилась? (Таня умела пользоваться стиралкой, но дома была другая. Тут не знаешь ничего, где какие кнопки нажимать. Телевизор в доме был, однако Таня не смогла его включить: тоже были непонятные кнопки).

-Почему так происходит? Какое объяснение в тексте? (Обо всем у них дома заботились мама и папа, Таня не привыкла планировать, что есть, что пить завтра, что надеть, как постирать грязное и что постелить на кровать.)

8) Анализ сцены на пляже.

- Таня заблудилась на пляже. Эта сцена символична. Что хотела передать этой сценой автор? (Таня сбилась с правильного жизненного пути)

- Читаем: «Детки пили воду из бутылочек. Кое-кто, не допив драгоценную водичку, бросал бутылки с размахом подальше». Почему автор употребляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (С их помощью автор передаёт раздражение, злость Тани)

- Далее мы читаем: «И она всё потеряла». Что подразумевает автор под этими словами? (Таня потеряла душу)

- Как меняется настроение Тани? (У неё появляются усталость, раздражение, зависть, злость, отчаяние.) Что означают эти слова с точки зрения нравственности, религии? (Эти слова - перечень тяжких грехов)

- С помощью каких слов передаёт Л.Петрушевская мотив утраты? (Слов с отрицательной частицей и приставкой НЕ: «не различая», «не испугалась», «несчастье», «не видя», «не видно»)
- изменилось ли что-нибудь в Тане после того, как она оказалась на ночном берегу? (Таня чувствовала, что стала гораздо умней, чем была утром, при разговоре с Глюком. Если бы она оставалась такой же дурой, то давно бы уже покинула это проклятое побережье и побежала бы туда, где теплей).

- Какая интонация чувствуется в словах автора?

- Можете вы согласиться с утверждением, что Таня поумнела?

9) Анализ сцен появления Глюка.

- Давайте проследим за тем, как в рассказе изменяется облик Глюка. Каким он представляется, когда появился первый раз? (И тут в комнату вошел Глюк. Красивый, как киноартист (сами знаете кто), одет как модель)

- Почему в рассказе не уточняется, какой именно киноартист? (автор даёт возможность самим читателям домыслить, т.е. принять участие в создании произведения). Это один из принципов постмодернизма.

-Каким представляется Глюк, когда появляется второй раз? (-У него был «страшный бесшумный фонарик». «Откуда-то сильно воняло гнилью». Писательница подсказывает: Таня на краю гибели, у преисподней.)

- Каким представляется  Глюк,  когда появляется 3-й раз? (Она шла прямо в раскрытый рот огромного, как заходящее солнце, лица Глюка. Было нестерпимо больно, душно, дым разъедал глаза.)

- Как называют Глюка в религии? (дьявол)

- действительно ли он желает Тане добра?

- Почему в начале рассказа, он такой красивый и привлекательный? (Он пытается вовлечь в свои сети неокрепшую Танину душу)

- Почему с каждым разом он становится всё страшнее? (Таня опускается всё ниже, приближается к нему в преисподней)

10) Анализ сцены в доме

- Какое новое желание придумывает Таня? оказаться в своем доме с полным холодильником, и чтобы все ребята из класса были, и телефон позвонить маме.

- Какова цена за исполнение желания? (Отказаться от милосердия: желания спасать).

- Читаем: «И тут же она в чем была — в мокрых  тапочках и ночной рубашке оказалась, как во сне, у себя в новом доме». Как вы думаете, что хотела этим выразить автор? (Таня по существу ни в чём не изменилась)

-Обратимся к эпиграфу нашего урока – словам А.П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и  душа, и мысли».  Заботилась ли Таня о том, чтобы её душа и мысли были прекрасны?

- Обратите внимание, что на полу стоял телефон, но Таня не спешила по нему звонить. Почему? (во внешнем благополучии забываешь о благих намерениях)

- Таня вызвала к себе своих одноклассников. Зачем Тане нужно было это? Хотела порадоваться вместе с ними? (Чтобы все видели! Она торжествовала. «Наконец она была не хуже других».)
- Почему она не задумываясь исполняет желания ребят? ( Она старалась угодить всем одноклассникам, чтобы они её любили. А её не за что было любить.)
-Как показывает автор, что Таня отдала свою душу дьяволу? («Глаза сияли не хуже фонариков», «Таня чувствовала себя не хуже королевы», «Тут я распоряжаюсь». Таня возвысила себя над всеми, над всем миром.)

11) Кульминация рассказа.

- Какие строки в рассказе вызвали неприятные ощущения, отвращение? Прочитайте отрывки

- У Аньки позеленела кожа, выкатились и побелели глаза. Распадающиеся зелёные трупы окружили кровать, у Николы из открытого рта выпал язык прямо на Танино лицо. Серёжа лежал в гробу и давился змеёй, выползающей из его же груди.

- Это состояние описала в своём стихотворении Анна Ахматова:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в чёрную долину.

- Как вы понимаете эти строки (черта, которая отделяет нас от пропасти безумия, незрима).

12) Воспитательная беседа.

- Что может стать такой роковой чертой? (употребление наркотиков)

- Какие виды наркотиков упоминаются в рассказе? (Таблетка, предложенная Николой; Травка, которую попросил Антон ; «Тяжёлые наркотики» (в шприцах), которые попросил Серёжа )

- Какой вид наркотиков вреден, а какой нет?

- Какими приёмами пользуются «торговцы счастьем»? (- Это делают все твои друзья... Ты что – хуже остальных? - Ты что – трус? От одного раза ничего плохого не будет… - Удовольствие ты получишь сейчас, а деньги можно отдать потом… - Если не понравится – от этого всегда можно отказаться)

- Вам предлагают попробовать наркотики. Назовите приемы и аргументы, которые можно использовать для отказа.

- Вы никому не должны подробно объяснять, почему отказываетесь, не должны оправдываться. Можно сказать: «Не хочу лишних проблем».

- Отказ должен быть решительным, подразумевающим, что ни при каких обстоятельствах вы не согласитесь на предложение.

13) Финал рассказа (развязка).

- Казалось бы, Глюк низвергнут, ребята живы. О происшедшем можно забыть.

- Но прочитайте последний абзац рассказа. Можно ли финал назвать счастливым?

Ничего не кончилось. Но все были живы. (Спорный момент. Таня сильно изменилась, тревожится об одноклассниках. Все зависит от Таниного выбора.)

- При каких условиях возможен правильный выбор? (Танино решение изменить жизнь и себя + поддержка близких)

- А раньше у Тани был выбор? (да: загадывать ли желание или изменить жизнь самой, какие желания загадать и т. д.)

- Послушайте высказывание поэта Р.Рождественского «Выбор». «У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям .Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли …»

- Как вы поняли слова Рождественского?

- Человека жизнь постоянно ставит перед выбором, он идет по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию или это будут ступеньки вниз, к потере души, к деградации, зависит от самого человека.

3. Подводя итог уроку, я попрошу вас назвать:

- Какие нравственные проблемы современного общества поднимает Петрушевская в рассказе? (Бездеятельности молодежи, отцов и детей, наркомании)

- Какая основная проблема? (проблема нравственного выбора)

- Как вы думаете, кому адресована эта книга: подросткам или взрослым?

-Что хотела сказать писательница в своем рассказе читателям? (писательница напоминает, что надо любить людей, быть внимательными к своим же одноклассникам, товарищам, близким, не дать им остаться одинокими, чтобы к ним не пришел Глюк, чтобы алкоголь и наркотики не лишили нас свободы, не лишили нас жизни и быть ответственными за свою жизнь.)

- Захотелось ли вам изменить свои желания. Почему?

4. Дополнительный материала (при наличии времени)

В заключительной части урока можно познакомить учащихся  с одним из главных принципов литературы постмодернизма (термин вводится на первом уроке) – интертекстуальность (соотнесённость текста с другими литературными источниками).

Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Литература рассматривается как интеллектуальная игра.

- С какими произведениями художественной литературы можно соотнести    рассказ   «Глюк»   (Евангелие. «Иисус в пустыне». А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке». Н.В.Гоголь. «Шинель». М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.)   
5. Самооценка и оценка знаний

- Оцените вашу работу на уроке.

- Понравился или не понравился урок?

6. Домашнее задание
Дать развёрнутый ответ на вопрос: Проблема выбора в рассказе Петрушевской «Глюк», аргументируя ответ примерами из текста и не менее, чем из двух других произведений, в которых поднимается такая же проблема


 

Категория: Гетманова Вера Васильевна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 1205 | Загрузок: 174 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    uCoz