Главная | Вход | RSSСуббота, 2024-04-20, 11:21 AM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Меню сайта
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
ДЭГ #БольшиеВызовы #СириусТаланты . #SiriusTalents
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Мелащенко Валентина Николаевна

Екатерина II. Справочный материал
[ · Скачать удаленно (24,7 КБ) ] 2016-03-31, 5:04 PM

Период 1762-1796 – годы правления императрицы Екатерины II.

София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, дочь бедного немецкого князя,  будущая императрица Всероссийская, 15-летней девочкой попала в Россию случайно. Ключевский писал, что императрица Елизавета Петровна  выписала ее из Германии «с единственной целью добыть для русского престола запасного наследника». «Или умру, или буду царствовать», - решила она, понимая, как велики ставки, какое будущее предстоит ей в случае успеха или неудачи. Екатерина стала Великой, а Россия за 34 года ее правления превратилась в одно из могучих государств.

            В Европе в это время распространялись  идеи Просвещения. Эти идеи были знакомы Екатерине по переписке с Вольтером и Дидро, и она с молодым энтузиазмом поставила цель воплотить их в жизнь. В силу особенностей развития страны и самодержавных устремлений Екатерины II, политика просвещенного абсолютизма в России приняла своеобразный характер.

Историческими личностями данного периода назовем саму  императрицу и руководителя крестьянской войны Е. И. Пугачева.

Можно выделить два противоположных  процесса, проявившихся  при Екатерине II: либерализация власти и поворот от либерализации к абсолютизму. При этом точно нельзя выделить период, когда происходит этот поворот, хотя на первых порах достаточно ясно прослеживается либеральные черты «просвещенного абсолютизма».

Захватив власть в результате переворота, Екатерина должна была удержать ее и усилить. Знание истории «эпохи дворцовых переворотов» в России, дало ей понять,  как зависит монарх от верхушки дворянства. Она начинает  всячески «потворствовать» дворянству, как и ее предшественники по дворцовым переворотам. Ради последних принимается  указ (1763г.), по которому крестьяне должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений, а указ1765г. позволяет  помещикам ссылать своих крестьян без суда в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов.

Чтобы усилить собственную власть, она ослабляет Сенат. В 1763г. он был разделен  на 6 департаментов, лишен законодательных полномочий и стал высшим судебным органом. Так Сенат превратился в орудие в руках императрицы.

 Идея проведения в жизнь политики «просвещенного абсолютизма» не оставляет ее. В 1767г. императрица созывает Уложенную комиссию, перед которой собирается озвучить мысли, изложенные в  собственноручно написанном «Наказе», с тем, чтобы  Комиссия составила новый свод законов в духе политики «просвещенного абсолютизма». Выслушав речи и просьбы депутатов, не выходящие за рамки сословных нужд, она поняла, что понимания у них не найдет. Воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина остановила  работу комиссий и после к ней не возвращалась. Теперь императрица стала править самодержавно.

 Именно в созыве Уложенной комиссии ярче всего проявились идеи «просвещенного абсолютизма». В рамках этой политики можно назвать секуляризацию церковных земель (1764), учреждение  Вольного экономического общества (1765г), финансовую реформу (1769), открытие Дворянского и Купеческого банка (1786), разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами, открывать вольные типографии, развитие женского образования, попытку создания системы общеобразовательной школы и т.д. Наряду с этим, в угоду дворянству Екатерина ужесточает крепостное право: в 1767г.  запретила крестьянам  жаловаться на помещиков.

Думаю, что сравнение двух таких личностей, как Екатерина II и Емельян Пугачев вполне закономерно с точки зрения того, что оба уловили главное требование времени – необходимость перемен, каждый в своем масштабе. Они были почти ровесники, оба деятельны и честолюбивы, оба потерпели неудачу своих первоначальных замыслов. Указы Пугачева соответствовали чаяниям народа: обещали крестьянам землю и волю, освобождение от налогов и рекрутской повинности. Ему было немного за 30, он участвовал в Семилетней войне, долго потом скитался по России и в 1773 году объявил себя императором Петром III. Это было особенно опасным для Екатерины, ведь в определенном смысле она тоже была самозванкой, отняв трон у мужа и сына. Пламя народного восстания охватило огромные территории Поволжья и Урала.  Эти события напугали и сплотили высшие сословия с властью. Спешно заключив мир с Турцией, Екатерина послала против повстанцев армию.  Пугачев был разбит и казнен.

Крестьянская война стала предлогом к усилению самодержавия, в необходимости которого императрица никогда не сомневалась. Восстание показало слабость местной власти. В том же 1775г. Екатерина проводит  губернскую реформу. Для удобства управления страна была разделена на 50 губерний, а  властные функции разделены между разными органами. Губернатор отвечал за проведение в жизнь указов верховной власти и поддержание порядка, вице-губернатор - за финансы,  Судебные палаты стали относительно независимыми, Приказ общественного призрения  занимался просвещением, медициной и богоугодными заведениями. Контроль над местными чиновниками осуществлял генерал-губернатор. Местная администрация приняла вид земского самоуправления, под контролем правительственных лиц и выборных представителей дворянства. В 1785 году Жалованная грамота стала подтверждением дворянской вольницы. Дворяне теперь освобождались от обязательной службы, телесных наказаний и конфискации имущества. Главное: они получили привилегию создавать дворянские собрания – уездные и губернские, имевшие прямой выход на верховную власть. Можно утверждать, что дворянство как сословие окончательно оформилось именно теперь. А об окончательном  повороте вправо свидетельствуют ликвидация  гетманства в Левобережной Украине, распространение здесь крепостного права, ее реакция  на Великую французскую революцию и рост оппозиционных настроений внутри страны, усиление  цензуры, арест А.Н. Радищева и книгоиздателя и  Н. И. Новикова и пр. Основные идеи Дидро и Вольтера были забыты: формы управления не были упразднены, а люди не стали равными.

Связь процессов очевидна. Проводя жесткую внутреннюю политику, основанную на незыблемости абсолютной монархии, поддерживая дворян как главную свою опору, Екатерина логикой событий должна была усиливать закрепощение крестьян, чем вызвала народное возмущение 1773-1775гг. Делая определенные шаги к развитию общества по пути антифеодальных реформ, она сохранила и укрепила абсолютную монархию, а также крепостничество. Российский историк 19 века А. Г. Брикнер, занимавшийся  исследованием процесса европеизации России, подметил, что она действовала успешно в качестве посредницы между прогрессом и культурой Западной Европы, с одной стороны, и бытом России — с другой.

Оценка. Данный период в истории государства занимает особое место как период расцвета России, он не случайно назван екатерининской эпохой, личность императрицы наложила на нее особый отпечаток. Большинство историков, таких как В.Ключевский, Н.Карамзин дают положительную оценку деятельности монарха, подчеркивая значительные успехи, позволившие России в дальнейшем занять достойное место не только в Европе, но и в мире. В.О. Ключевский пишет, что материальные средства увеличились в громадной пропорции. Государственная территория почти достигла своих естественных границ, из 50 губерний, на которые была разделена Россия, 11 были приобретены в царствование Екатерины. Население страны увеличилось с19-20 млн. душ обоего пола до 34 млн., сумма государственных доходов учетверилась. Вырос международный авторитет России. Напротив, средства нравственные стали слабее, общественное разъединение стало еще резче.

 

Сочинение по историческому периоду – 1762—1796 гг.

Указанный период в историю России вошел как эпоха Екатерины II, а значительная его часть известна как время «просвещенного абсолютизма». Для правления данной императрицы, охватывающего 1762—1796 гг., характерны важнейшие процессы в различных сферах общественной жизни. Рассмотрим, каковы были эти процессы и в чем их сущность.

В социальной подсистеме следует отметить процесс расширения прав и привилегий дворянства.Причиной развития этого процесса был тот факт, что дворяне еще до воцарения Екатерины стали опорой власти, господствующим сословием, оказывавшим влияние на управление страной, и для новой императрицы не было бы резонным противостоять ему. Непосредственно рост привилегий дворянства можно увидеть в подтверждении Манифеста Петра III о вольности дворянства 1762 г., указе о праве дворян ссылать своих крепостных на каторжные работы, запрещении крестьянам жаловаться на помещиков в 1767 г., создании Жалованной грамоты дворянству 1785 г., которая подтверждала все сословные права дворян. Все эти мероприятия, как следствие, привели к ухудшению положения крестьян и росту их недовольства. Так, в 1773—1775 гг. оно вылилось в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.

В вышеупомянутый период происходили значимые экономические процессы. Один из них – рост промышленного производства и активизации торговой деятельности крестьян. Стоит выделитьпроцесс развития всероссийского рынка и внешней торговли (в первую очередь, с Англией). Однако наблюдались и такие явления, как отсутствие качественных дорог, надзор полиции за торговлей, усиление крепостничества. Они повлекли за собой как следствие медленное развитие российской экономики и еще большее отставание от западных стран.

В политической подсистеме личность Екатерины Великой имела определяющее значение, с ее именем связаны важнейшие внутриполитические мероприятия. Она была инициатором проведения политики «просвещенного абсолютизма», направленной на укрепление абсолютной монархии в сочетании с реализацией прогрессивных реформ, распространением образования и культуры.  Однако российская действительность заставила ее лавировать между интересами привилегированных слоев населения и своими идеями. Так, именно Екатерина проявила готовность к переменам, созвав в 1767 г. Уложенную комиссию для составления нового свода законов (предыдущий – Соборное уложение Алексея Михайловича – действовал более 100 лет, с 1649 г.). Однако императрица поняла, что ее замыслы не согласуются с желаниями дворян, выступавших за сохранение крепостничества, что было главной причиной  свертывания деятельности комиссии (война с Турцией стала лишь поводом). Но при этом некоторые просветительские идеи Екатерина II воплотила в жизнь: например, отделила суд от администрации, в Жалованной грамоте дворянству указала, что без суда дворянин не может лишиться чести, достоинства, имения. Кроме того, она продолжила процесс подчинения церкви государству, что выразилось в проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Отдельно можно выделить создание единого принципа управления на всей территории Российской империи.  Данное намерение Екатерины реализовалось в ликвидации автономии Украины (1764 г. – отмена гетманства, 1775 г. – ликвидация Запорожской Сечи).

В духовной сфере в это время формировалось российское просвещение, активно развивалась общественная мысль. В первую очередь нужно упомянуть фигуру Н. Новикова, в своих журналах «Трутень» и «Живописец» высмеивавшего сословные предрассудки, описывавшего ужасы крепостничества, утверждавшего идею равенства людей. Другая известная личность второй половины XVIII века – А. Радищев. Он изложил еще более смелые мысли относительно самодержавия. Сторонник революции, в оде «Вольность» он приветствовал народное восстание и казнь царя, а в «Путешествии из Петербурга в Москву» продемонстрировал невежество дворянства. Оба просветителя оказали заметное влияние на формирование антимонархических и антикрепостнических взглядов в XIX веке. Также отметим Ф. Янковича де Мириево, в 1782—1786 гг. проведшего школьную реформу.

Наполненная событиями внешняя политика, проводимая Екатериной, безусловно, имела свою логику. Так, причиной русско-турецкой войны 1768—1774 гг. являлась необходимость выхода к Черному морю и обеспечения безопасности южных границ. Успешное завершение войны стало возможным благодаря таланту П. Румянцева (победы у Ларги и Кагула), А. Орлова, Г. Спиридова (Чесменское сражение). Следствием успешной кампании России был Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила земли между Днепром и Бугом,  контрибуцию от Турции и право строительства флота на Черном море; также объявлялась независимость Крымского ханства от Османской империи (в 1783 г. Крым был присоединен к России). 

Значимую роль в хозяйственном освоении Крыма сыграл Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. В том же 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под российский протекторат по просьбе грузинской стороны, что говорит о возросшем авторитете нашей страны среди соседних государств. Вследствие таких успехов России пришлось вступить в еще одну войну с Турцией (1787—1791 гг.), чтобы подтвердить свои завоевания. Здесь главными действующими лицами стали А. Суворов (победа у крепости Кинбурн, под Фокшанами, на реке Рымник, взятие Измаила), Ф. Ушаков (разгром турецкого флота у мыса Калиакрия), тот же Г. Потемкин, в 1788 г. взявший Очаков. Следствием успешных военных действий был Ясский мирный договор 1791 г., по условиям которого признавались протекторат над Восточной Грузией, вхождение Крыма в состав России и получение ею земель между Днестром и Южным Бугом. Еще одно немаловажное событие в рамках внешней политики Екатерины II – разделы Речи Посполитой. Они явились закономерным следствием политической слабости государственной власти в Польше. По первому разделу 1772 г. России отошла Восточная Белоруссия, по второму 1793 г. – Правобережная Украина и Центральная Белоруссия с Минском, по третьему разделу 1795 г. – Западная Волынь и Западная Белоруссия. Кроме того, в 1793—1795 гг. Екатерина проводила политику борьбы с Францией. Причинами ее активизации была Французская революция 1789—1799 гг. и нежелание императрицей проникновения антимонархических идей в Российскую империю.

Что касается взглядов на политику «просвещенного абсолютизма», то историки имеют разные точки зрения на этот счет. Одни убеждены, что Екатерина искренне желала распространить передовые идеи в России, улучшить жизнь населения, что при ней были одержаны крупные внешнеполитические победы, а экономическое развитие являлось вполне успешным (например, распространялись вольнонаемные мануфактуры). Другие же придерживаются позиции, что данная правительница лишь «играла» в Просвещение и была нацелена лишь на укрепление самодержавного строя, при этом сохранялись возможности для произвола властей, а крепостное право продолжало усиливаться.

Мое же мнение находится посередине: несмотря на наличие отрицательных тенденций в отношениях помещиков и крестьян и консервацию сословного строя, в 1762—1796 гг. наша страна все же продвинулась вперед в экономическом развитии и заняла ведущие позиции на международной арене. Наконец, указанный период оказал значительное влияние на формирование русской общественной мысли в последующие годы.

 

 

Категория: Мелащенко Валентина Николаевна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 625 | Загрузок: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz