Главная | Вход | RSSПятница, 2024-04-26, 2:40 AM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Меню сайта
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
ДЭГ #БольшиеВызовы #СириусТаланты . #SiriusTalents
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Мелащенко Валентина Николаевна

Методическая копилка
[ · Скачать удаленно (21,6 Кб) ] 2015-05-05, 0:45 AM

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

учителя истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска» Ставропольского края

 

        Слова выдающегося психолога Л.С. Выготского:                         «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» сегодня весьма актуальны, прежде всего, потому что пришло время переосмыслить всю работу в школе. Моя коллега, которая несколько лет не работала в школе и вновь  вернулась,    вдруг обнаружила для себя, что она вернулась в другой мир: и дети другие, и методики другие, и ритм школы другой. В сегодняшнем  мире трудно выжить любому человеку, еще труднее это сделать это молодому. Какие  же качества необходимы современному выпускнику?

        Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать успешным: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

      Для меня как учителя,  самым важным является формирование ключевых компетенций  учащихся на уроке. Для достижения этого я использую определенную  структуру урока, где важна не внешняя структура (опрос, объяснение, закрепление), а внутренняя. Я не планирую рассказать, показать, ознакомить учащихся, а планирую установить, найти, определить, сформулировать, то есть формирую у учащихся готовность к разрешению проблем.         Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. Например. Изучаемое положение: в русско-турецкой войне  1877 – 1878 годов на  Балканах Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для России Сан–Стефанский мирный договор. Альтернативное положение: вскоре по инициативе ведущих европейских стран состоялась Берлинская конференция с участием России, пересмотревшая условия Сан – Стефанского договора в свою пользу. Проблемная задача: В войне участвовала Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают другой кворум, в работе которого участвует и Россия, пересматривают условия договора не в пользу России, и она соглашается с этим. Почему?

             Чем больше «почему» будет задано мне на уроке, тем продуктивнее будет усвоение материала. Тем интереснее будем мне на уроке, тем больше радости познания и удовольствия открытий  будет у меня на уроке и у детей.                           Практически на каждом уроке я планирую  работу с текстом. Простой, но очень действенный прием на уроке для поддержания внимания: чтение теста по абзацам, после прочтения каждый учащийся выделяет главную мысль абзаца, а после прочтения статьи каждый из ребят повторяет свое предложение и таким образом составляется краткий пересказ текста, который уже без труда может повторить каждый.

            Пытаюсь увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, таким образом, я формирую технологическую компетенцию. Для этого я использую рабочие тетради. В классе используются учебники издательства «Сфера», которые имеют и практикум и тренажер. У меня отпала  необходимость поиска интересных заданий. Количество и качество  заданий  позволяет развивать именно мотивированного ученика, способного получить разнообразные компетенции. В 10 классе  - социально- гуманитарного профиля я  использую  рабочие тетради авторов Абдулаева Э.Н. и Морозова А.Ю. «История России с древнейших времен до конца XIX века. Тематические задания уровня А и В» и практикум Бердинских В.А. «История России с древнейших времен до конца XIXвека».

   Веду поиск новых современных и в тоже время эффективных форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Готовность к самообразованию  формирую во время применения разнообразных карточек-заданий, анкет-опросников, презентаций, познавательно-развивающих вопросов, разнообразного методического материала: документов, исторических карт, статистических данных и т.д., ученических рефератов. В освоении предмета мне помогает методика «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая  базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.  Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия. Кластер дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.  Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно.

Готовность к использованию информационных ресурсов формирую во время использования богатой коллекции электронных материалов по ряду курсов. В 5 классе  применяла  электронное приложение   к учебнику издательства «Просвещение» «История Древнего мира» и методическое пособие с электронным приложением автора – составителя Мартьянова О.А. «Повторение и контроль  знаний. История Древнего мира. 5 класс Тесты, кроссворды, филворды, лексические задания», в 6 классе электронное приложение к учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», электронное приложение издательства «Сфера» «Россия с древнейших времен до конца XVI  века» и методическое пособие с электронным приложением автора – составителя Мартьянова О.А. «Повторение и контроль  знаний. История средних веков. 6 класс Тесты, кроссворды, филворды, лексические задания». В 10 классе социально-гуманитарного профиля  электронный учебник «История мировых цивилизаций» в 2 частях,  аудиоучебники  по всеобщей истории и истории России.

 Готовность к социальному взаимодействию формирую у учащихся во время проведения уроков с использованием интерактивных методик: «мозговой штурм», «аквариум», «коллаж» и т.д  На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно класс разбивается на 4 группы, получающие четыре вида заданий:

  • на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);
  • на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;
  • придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);
  • сформулировать вопросу к материалу учебника, начинающиеся слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же текстом, получили совершенно разные задания. Ученики других групп получают возможность ответить на эти вопросу и получить отметку.

 Безусловно, любая цель должна носить реальный характер, быть достижимой. Работа с конкретной аудиторией школьников я учитываю уровень подготовки ребят, их индивидуальные способности к восприятию новой информации. Формулируя цель, мысленно задаю себе вопросы: чему научатся  ребята? Что будет способствовать их развитию и как? Каков будет воспитательный эффект урока? Последний вопрос является очень важным. Да. Сегодняшняя система  организации обучения исключает морализаторские, шаблонные приемы внешнего давления на поведение ребенка. Однако она не исключает воспитательного воздействия на ребенка вообще.

Таким образом, подводя итог всей сказанной мною информации, можно сделать вывод, что думающий учитель выберет для себя активные формы работы с учащимися. Усложняя себе жизнь, он все время будет находиться в поиске наиболее оптимальных методов и приемов, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроке. Я отношу себя именно к таким, тем, кто ищет и находит, тем кто радуется даже малым успехам учащихся, тем кто не может жить по-другому.

  О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников. За последние 3 года качество образования по истории составило в среднем 64 %, при 100% уровне обученности, по обществознанию соответственно 76% и 100%.

Одним из результатов учебной деятельности стало то, что ежегодно мои  учащиеся становятся   победителями  районных и краевых олимпиад.

       Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.

       Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся,   путем внедрения в учебный процесс различных  видов деятельности учащихся.

        Я  в большей степени практик и слежу за выпуском всего интересного, приобретаю, опробываю и даю советы своим коллегам. Мне нравится находиться в поиске, получать удовольствия от того, что и «мы» можем решить сложную задачу, написать эссе, провести исследование, подготовить выступление, реферат, презентацию и так далее и тому подобное. Кому-то кажется это рутиной, и они стонут от того, что у них нет времени, сил, а я скажу, нет желания.

Планов у любого учителя  много. Много их и у меня. Я думаю, что все у нас получится и в дальнейшем. Я позитивно смотрю в будущее, так как у меня много интересных задумок.  Пусть «нам»  таким повезет во всех наших начинаниях.

 

 

Категория: Мелащенко Валентина Николаевна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 525 | Загрузок: 277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz