ЭССЕ «Учитель: профессия или призвание»
Дарю себя детям…
Педагогическая философия Мелащенко В.Н.,
учителя истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска
Когда-то давным-давно, я мечтала о большом городе, и даже попыталась уехать, но не судьба. Красивая мечта растаяла. И вот мне пришлось устраивать свою судьбу. Люди, которые были рядом не жалели меня, а научили видеть прекрасное рядом. С тех пор я знаю истину жизни – чтобы не случилось – ищи позитив. Оптимисты и живут дольше, и не страдают от одиночества, и добиваются лучших результатов. Мне пришлось нелегко, но это позволило закалить характер, достойно выходить из любых передряг, добиться общественного признания. Многие считают меня удачливой!
В молодости мы все получаем профессию, которой мечтаем служить всю жизнь. Не у всех это получается, но есть приятные исключения. Я, как раз одна из тех, кто до сих пор не разочаровалась в своей профессии и по-прежнему иду в школу с удовольствием. А знаете, не затем, чтобы учить, а затем, чтобы самой чему-нибудь да научиться у своих шестиклашек, семиклашек, девятиклашек и конечно одиннадцатиклашек. Уж они то, точно все знают и меня научат всему.
Древняя латинская мудрость гласит: «Обучая, мы учимся сами». Это короткое изречение стало стержнем моего педагогического кредо. На протяжении всей своей сознательной жизни я учусь умению общаться, педагогическому мастерству, и постигаю тот набор наук, которые условно можно назвать общественными.
«История – это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках.
Историк всегда вынужден наметить участок, пригодный для приложения его орудий; затем он должен сделать в нем выбор… Это подлинная проблема его деятельности, » - так охарактеризовал деятельность историка выдающийся ученый М.Блок.
Из множества подходов в области историко – обществоведческой подготовки учащихся я считаю наиболее важным деятельностный подход в обучении. Деятельностная теория опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно – исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач. Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.
Учитель всегда уважаем в обществе: за знания, умение их передать, за то, что он умеет верить в чудо. У меня были замечательные учителя, хорошие наставники и благодарные ученики. Они воспитали во мне пытливость, настойчивость и тягу к новому. Чтобы добиться хороших знаний учащихся обучение должно быть интересным и занимательным, поэтому я освоила информационные технологии. Они дают мне возможность узнать больше о событиях и явлениях, использовать кроме учебника множество источников знаний: карты, таблицы, диаграммы, фото и видео – документы.
Конференции, слеты, олимпиады – это насыщенная жизнь простого учителя. И дети, дети, дети… Я – хочу учить и учиться. В процессе исследования мы на равных с учеником: ищем, познаем, готовимся к публичному выступлению. Интернет и его возможности расширяют кругозор учителя и учеников. Как важно найти, понять, то, что сегодня для тебя самое важное. Возможности техники трудно переоценить, но техника бездушна, она не видит глаз страдальца и страдания, победителя и побежденного. А я, учитель, могу и должна не только поддержать, но и дать возможность взлететь над суетой, безразличием, равнодушием, над собой.
Многих я учила предмету «история», многих учила «жить», но сегодня гораздо важнее научить ребенка самому принимать решения, не подменять его труд своим, не пытаться создавать ему тепличных условий. Выстоит в трудностях, сам станет себя уважать, сможет многого добиться, не выстоит – найдет во мне поддержку и совет. Личное общение учителя с учеником – это не только беседы, это совместная работа по подготовке к конкурсам, проектам, исследованиям, классным часам, лекциям и т.д.
Моя любимая сказка – «Золушка». Я верю в чудеса справедливости, в то, что в каждом моем ученике проснется «маленький принц», или « Пушкин», или «Ломоносов». И каждый раз, когда мне удается увлечь этой мудрой сказкой других, я – счастлива.
Мои ученики становятся победителями районных, краевых и российских олимпиад, конкурсов, проектов. Мы вместе гордимся нашими скромными успехами. Число нас растет – тех, кто из детства вынесет веру в доброе, честное и справедливое. Пусть наше общество станет ими сильнее.
Учебный процесс это очень важно, но кроме него, у каждого есть отдушина. Краеведение стало моим хобби. Встречи с интересными людьми, экскурсии в городской музей, архив, позволили мне собрать богатый материал. Я летописец – патриот своего степного городка и поэтому всю свою жизнь я собираю материал по истории своего Советского района. С какой гордостью произносят дети название своего города, когда рассказывают о замечательных своих земляках, исторических памятных местах – принимая участие в конференциях в Ставрополе и Москве. Это не квасной патриотизм, это то, что переполняет чувства людей, делает их сильными, гордыми за свое малое и большое Отечество. Я надеюсь, что когда они разлетятся по городам и весям нашей необъятной родины то, смогут не только вспомнить о той земле, которая взрастила, укрепила, но и научила всему самому важному – быть человеком!
Воспитанию любви к большой и малой Родине проникнут весь воспитательный процесс, который я осуществляю на протяжении более четверти века работы в школе №2. Ребята ведут работу по организации и функционированию школьного историко-краеведческого музея. Оформление витрин, чтение лекций все это дело рук и творчества меня, учителей – моих коллег и учащихся. На протяжении многих лет лекторская группа приобщила к истории города, края и страны многих и многих учащихся школы. Эту работу мы продолжаем и сегодня. Кстати сказать, первыми слушателями этих лекций становятся дети моего класса. Одновременно идет подготовка к лекции и проверяется качественность материала. Иногда лектор может услышать дельные советы. Слушать лектора и стать лектором не просто, но не стоит забывать, что дети гораздо быстрее обучают друг друга сами. Не морализовать, не перекритиковать, а найти слова поддержки и участия, вот зачем нужен учитель.
Давайте же всегда помнить, истоки свои, родники своего детства.
«Жить – значит творить, и задача школы не в том, чтобы снабдить ученика как можно большим количеством знаний, а в том, чтобы пробудить интерес ко всему живому в мире и научить их все это любить все это. Уроки школы, как улыбка чудной красавицы, должны пленить и горячить юное сердце.
Юность – лучшая пора жизни, весна ее! Дайте же юности живое слово, и она отдаст вам всю себя, пойдет за вами, превратит жизнь в служение Богу, любви и правде». Эти слова сказаны Н.Пироговым еще в позапрошлом веке, а как они актуальны сегодня.
Мои первые ученики уже давно стали родителями. Теперь уже они приводят к нам в школу своих детей и смотрят с надеждой, чему я смогу научить их таких дорогих им детей. Не скрою, это уже дается не просто, мешает ложный страх, а смогу ли увлечь, позвать за собой и пойдут ли за мной? А так хочется, чтобы относились не только с уважением из-за возраста, чтобы считали, стоящим специалистом своего дела.
Сегодня нам нужны высокомотивированные дети, с желанием учиться, с горящими, пытливыми глазами исследователей. Таких детей мы можем воспитать, если сами будем пытливыми, инициативными, гореть, а не перегорать на работе, мечтать о будущем воплощая его уже сегодня в жизнь.
Я не хочу сидеть тихо на лавочке, мечтать о тихой старости, жаловаться на все и вся. Я хочу быть учителем, который счастлив о того, что рядом они те самые умные и не очень, славные и не очень, добрые и не очень, так далее самые – самые ученики.
Вот прошло уже 1 сентября. Да и сентябрь уже наисходе. В школе весело и интересно. Да будет школа, где всем хорошо.
А призвание или профессия – это уже не столь важно. Важно, что нам хорошо вместе.
|