Психологические аспекты профессионально-личностного роста учителя
Многолетние исследования, проведенные в лаборатории «Психологии развития учителя» под руководством Л. А. Митиной, дали возможность выделить три интегральные характеристики труда учителя: педагогическую направленность, педагогическую компетентность, педагогическую гибкость, обуславливающие эффективность педагогического труда. Наименее определенной в данной модели профессионального развития учителя является педагогическая гибкость, однако значимость ее обусловлена запросами практики.
Сложная по содержанию и динамичная, особенно в условиях внедрения инновационных технологий развивающего обучения, педагогическая деятельность требует от преподавателя умения находить оптимальные решения, быть педагогически гибким. Гибкость — это разнообразие и адекватность проявляемых действий, как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических)
Структура педагогической гибкости включает три вида: интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую, которые в реальной педагогической деятельности тесно взаимосвязаны. Наименее разработанной является интеллектуальная гибкость. Проявлением интеллектуальной гибкости можно считать способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, а также возможность отказаться от выдвинутой гипотезы, идеи и находить другие, более эффективные и конструктивные способы решения проблемы.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся:
— склонность к эмоциональной ригидности;
— интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;
— слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
— нравственные дефекты и дезориентация личности
|