Главная | Вход | RSSСреда, 2024-05-08, 8:44 PM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Меню сайта
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
ДЭГ #БольшиеВызовы #СириусТаланты . #SiriusTalents
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Болотова Ольга Николаевна

Разработка урока № 26 по биологии в 7 классе по теме «Земноводные»
[ · Скачать удаленно (2,53 Мб) ] 2016-03-25, 9:36 AM

Урок  № 27  «Класс земноводные или амфибии»

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде. 

Задачи: Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания. 
 Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.
Планируемые результаты: 
1 .Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни. 
2. Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой. 
3. Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных. 
4. Учащиеся узнают о происхождении Земноводных. 
5. Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”. 
Оборудование: - таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные . Развитие. Многообразие»;
- демонстрационный материал: скелет лягушки;
- влажные препараты: размножение лягушки;
 Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности.
 1.Проверка дом задания (тест).
 2. Сообщение темы и постановка задач урока.
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного  интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. 
«Издревле  и  до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.
Общая  характеристика  земноводных.
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают  главную особенность  этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде.

Современная фауна включает в себя немногим более 3500 видов амфибий.

Происхождение.

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют  о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад.
Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото).
- Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.
- При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание и кожное.

Среда обитания - суша, вода. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде
На суше - во взрослом состоянии.
В воде - размножение, рост, развитие.
Тело  земноводных делится на  три отдела: голова, туловище, конечности 2 пары пятипалых конечностей (плавательная  перепонка).

Большинство земноводных имеют вытянутое или лягушковидное туловище с двумя парами пятипалых конечностей. Голова плавно переходит в туловище, но всё же (в отличие от рыб), может поворачиваться относительно него.

На голове:  2 пары ноздрей (дышат атмосферным воздухом); 2 глаза  -защищены веками имеется мигательная  перепонка; орган  слуха –среднее  ухо и барабанная перепонка. Слюнные  железы (в ротовой полости)
- Привыкание к окружающей среде (органы слуха, зрения, обоняния и др.). 

Покров   земноводных.

 Для всех земноводных характерна гладкая (реже шершавая) богатая железами кожа, лишённая волос, перьев и чешуи; лишь у некоторых безногих в коже имеются костные чешуйки.

Дыхание

Земноводные могут дышать при помощи лёгких, кожи –(растворенным  в воде кислородом) и жабр. Лёгочное дыхание осуществляется через ноздри, защищённые от проникновения воды особыми клапанами. Пониженное давление, необходимое для вдоха, создаётся, в отличие от высших позвоночных, движением горла. Важную роль играет кожное дыхание, необходимая для дыхания влажность кожи поддерживается слизистыми железами. Жабры имеются у всех земноводных в личиночной стадии, во взрослом состоянии сохраняются у водных хвостатых амфибий.

 Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде) Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью  легких.

Кровеносная  система.

 Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
Кровообращение личинок земноводных сходно с кровообращением рыб.

  Взрослые земноводные имеют трёхкамерное сердце,  разделённое на два предсердия и желудочек. Земноводные – первые животные, у которых появились два круга кровообращения.  Артериальная кровь от лёгких и  кожи поступает в левое предсердие; с венозной кровью из правого предсердия она смешивается лишь частично благодаря строению и работе артериального конуса сердца.

Скелет костный (хотя с костями соединяется множество хрящей), позвоночник разделён на отдельные позвонки (от 9 до 200). У большинства бесхвостых земноводных рёбра редуцированы, грудная клетка отсутствует. Конечности состоят из трёх отделов, сочленённых между собой суставами (передняя конечность: плечо, предплечье и кисть; задняя конечность: бедро, голень и стопа). Скелет и мышечная система развиты сравнительно неплохо и способны поддерживать животное вне воды.

Пищеварительная   система
Через глотку и пищевод пища попадает в желудок, а затем в короткий кишечник. Пищеварительные вещества секретируются стенками желудка, поджелудочной железой и печенью. Прямая кишка заканчивается клоакой. Яйцевод самки открывается в клоаку.

Питаются:насекомыми,моллюска,червями (хищники)

Выделительная  система.

У личинок имеется головная почка, у взрослых – парные туловищные почки.  Мочевой пузырь имеет большое значение в водном обмене.

Нервная система.
Мозговая коробка маленькая. Головной мозг земноводных включает, в частности, сравнительно хорошо развитый передний мозг и недоразвитый мозжечок. Органы чувств  представлены органами зрения (у пещерных земноводных глаза недоразвиты), слуха, осязания, обоняния, вкуса; у головастиков имеется боковая линия. Глаза защищены от смачивания веками; аккомодация глаза осуществляется перемещением хрусталика.  Ухо у высших земноводных имеет барабанную перепонку.
Размножение и развитие лягушки.
Размножение:  раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.
Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни.
После пробуждения от зимней спячки лягушки покидают глубокие водоемы, переселяясь в хорошо прогреваемые солнцем мелкие пруды, канавы, лужи и разливы талых вод. Здесь самки выметывают икру, очень похожую па икру рыб, и самцы поливают ее семенной жидкостью. Сперматозоиды проникают в икринки и оплодотворяют их. Оболочки икринок в воде сильно разбухают, делаются прозрачными, склеиваются друг с другом, образуя комки, и выплывают на поверхность или прикрепляются к подводным предметам. После оплодотворения личинки начинают быстро развиваться, в результате в икринке образуется многоклеточный зародыш. Через 12-25 дней из икринки появляется личинка — головастик.
Развитие лягушки
Головастик вначале имеет хвостик и напоминает малька рыб. Хвост его окружен тонкой плавательной перепонкой . Дышит головастик тремя парами перистых жабр, находящихся по бокам головы. В коже у него имеются органы боковой линии. Рот и конечности сначала отсутствуют. Через некоторое время начинает прорезываться рот с двумя роговыми пластинами и зубчиками на губах, которыми головастик соскабливает растения, служащие ему пищей. Затем наружные жабры исчезают и развиваются внутренние. На этой стадии развития головастик особенно похож па рыбу. В это время у него развита хорда, двухкамерное сердце и один круг кровообращения. В дальнейшем развитии появляются легкие, трехкамерное сердце, два круга кровообращения. Далее появляются задние и передние конечности. Сначала утончается, а затем укорачивается, далее совсем исчезает хвост, и головастик превращается в маленького лягушонка. Этот процесс длится 2-3  месяца, и называют метаморфозом. Полов зрелость у лягушек наступает на третьем году жизни. Сезонные явления природы оказывают влияние на жизненный цикл земноводных. Так, годовой цикл у них из-за условий сезонных климатических изменений делится на такие периоды: весеннее пробуждениепериод нереста (размножения), период летней активности и зимняя спячка, спячка может быть наземная (тритоны) и подводная (лягушки)

Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды, поэтому животные активны в теплое время суток и года.  При понижении температуры окружающей среды они впадают в оцепенение.

Класс земноводные делится  на 3 отряда:

1.Безногие: рыбозмей, червяга.

2.Хвостатые: саламандра, тритоны, сирены, аксолотль.

3.Бесхвостые: лягушки, квакши, жабы, жерлянки, чесночницы.

Приспособления земноводных

К водной среде

К наземной среде

1.    Обтекаемая форма тела.

2.    Перепонки между пальцами на задних конечностях.

1.Наличие парных конечностей

       2.Влажная кожа.

        3.Подвижные веки.

Домашнее  задание п.24

 

 

Категория: Болотова Ольга Николаевна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 728 | Загрузок: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz