Урок по теме:
«Химический состав и минеральное питание растений»
Задачи:
- Сформировать знания о химическом составе, о неорганических и органических веществах растений;
- Познакомить учащихся с основными органами питания растений и механизмом поступления питательных веществ в растение;
- Закрепить знания о роли почвы в жизни растения, понятие плодородие; познакомить учащихся со способами повышения плодородия почвы.
Оборудование: компьютер, программный диск (биология), мультимидийная презентация по теме урока, коллекция «Удобрения»
Ход урока:
Приветствие класса
Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. В него входят различные водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Растения, различные по продолжительности жизни, строению, размерам, живут в различных условиях, но все они живые организмы. Для них характерны основные процессы жизнедеятельности – питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие и размножение. Все эти жизненно важные процессы мы изучим в новой теме:
Слайд : Тема: «Жизнь растений»
Слайд : Из этой темы вы узнаете:
как протекают основные процессы жизнедеятельности у растений;
что такое фотосинтез;
как происходит рост и развитие растений;
какими способами размножаются растения;
какие способы вегетативного размножения растений более всего распространены в природе и используются в сельском хозяйстве
Слайд : Вы научитесь:
определять всхожесть семян; высевать семена;
создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
размножать растения
И так, тема сегодняшнего занятия:
Слайд : «Химический состав и минеральное питание растений»
Слайд : Основные вещества растений.
Соотношение этих веществ в различных частях растения, а также в различных растениях различно.
Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести к его гибели.
Человек использует для получения отдельных веществ различные растения.
Слайд : Мука, крупа рис, пшеница, ячмень, кукуруза, овёс, гречиха
(углеводы, белки) и.т.д.
Белок горох, бобы, соя, чечевица
Масло подсолнечник, кукуруза, соя, лёс,
арахис и т.д.
Из растений получают: каучук, спирт, скипидар, лекарственные вещества и т.д.
Слайд : Какие же вещества необходимы растению?
Какие части растения обеспечивают поступление
этих веществ в организм?
Минеральные вещества, необходимые растениям, поступают в растворённом виде из почвы. А органические вещества зелёные растения способны синтезировать из неорганических, используя световую энергию. Основными органами питания растения являются корни и зелёные листья.
Диск: Листья – органы питания
Корни – органы питания
Минеральные вещества для нормальной жизнедеятельности требуются растению в различных количествах. Особенно растительный организм нуждается в больших количествах минеральных веществ, содержащих химические элементы, такие как азот, калий и фосфор.
Слайд : Необходимы в больших количествах:
K - калий , N - азот, P - фосфор
K - рост
N- отток органических веществ к корням
P – цветение и созревание плодов
Слайд : Каков механизм поступления минеральных веществ в растение?
Диск: Минеральное питание
Явление корневого давления подтверждает следующий опыт:
Слайд :
У растения срезают стебель и на пенёк
надевают резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. При поливе тёплой водой, вода в трубке поднимается и выливается из трубки. При поливе холодной водой, вода из трубки не вытекает.
Вывод:
поглощение воды корнем зависит от температуры
Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни почве будут содержаться все необходимые питательные вещества. Это особое свойство почвы называется - плодородие.
Слайд :
Почва – это верхний слой земли, обладающий плодородием.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой.
Слайд :
Почва постепенно истощается. Отсутствие тех или иных минеральных веществ в почве обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений.
Чтобы восполнить содержание минеральных веществ, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека.
Работа с текстом учебника стр. 146-147
Заполните предложенную схему «Классификация удобрений»
Слайд :
Проверка задания. Учащиеся на доске и в тетради заполняют схему.
V Закрепление
А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания.
Выполнение заданий по степени сложности индивидуально:
Слайд :
На «З»:
- На какие группы делятся вещества, входящие в состав растений?
- Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество веществ?
- Какое свойство почв называют плодородием?
- Для чего в почву вносят удобрения?
На «4»:
- Перечислите органические и неорганические вещества, входящие в состав растений?
- Одинаковое ли количество веществ содержат одинаковые части различных растений?
- Для получения, каких веществ человек использует растения? Приведите примеры?
- Какие виды удобрений вы знаете?
На «5»:
- Назовите основные органы питания у растений?
- Что такое корневое давление?
- Почему растения нельзя поливать холодной водой?
- Почему удобрения нужно вносить в почву строго по норме?
VII Домашнее задание
Выучить §32,33; Уметь отвечать на вопросы после параграфов.
Подготовить сообщения о значении процесса фотосинтеза в прир |