Устное народное творчество
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: путешествие в сказку.
Цель: проверка и закрепление знаний учащихся о загадках, пословицах и поговорках;
развитие интереса и любви к народному творчеству;
воспитание чувства любви к богатому творческому наследию русского народа.
Оборудование: зал украшен осенними листьями; на столиках — конкурсные работы учащихся по теме «Устное народное творчество»; костюмы; магнитофон; фортепиано.
Комментарий. Учащиеся получили предвари тельное домашнее задание: составить сказку с ис пользованием загадок, пословиц, поговорок.
Ход урока
Звучит «Вальс бостон» А. Розенбаума.
І. Вступительное слово учителя
— Я рада вновь встретиться с членами клуба путешественников. Мы завершили изучение темы «Устное народное творчество» и можем смело от правляться в эту удивительную страну, которая носит еще одно название — «Фольклор». В этой стране живет мудрый и добрый народ, царят лю бовь и согласие. Впрочем, об этом вам поведают наши ведущие.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1 -й В е д у щ и й. Здравствуйте, дорогие гости и ребята! Представляем вашему вниманию сказку, которую мы сами сочинили. А как нам это уда лось — судить вам. Одно скажем с уверенностью: у сказки будет счастливый конец.
2 -й В е д у щ и й. Итак, слушайте и смотрите. За тридевять земель, тридесять морей, в некотором царстве, в сказочном государстве у самого леса стоял прекрасный замок. Стены его были выкрашены в разные тона радуги — от пурпурно-оранжевого до белоснежно-голубого. И жили в нем Мать-Природа и ее дочери-красавицы — Лето, Осень, Зима и Вес на. У каждой дочери свой характер, свои капризы! Вот, слышите? Как раз Лето с Осенью заспорили, кто из них краше, кто богаче и щедрее. На сцену выходят Осень и Лето, спорят сначала тихо, потом — громче. Л е т о. Неправда, меня больше любят. Все ждут, когда я наконец приду, потому что я дарю людям много радости: жаркое солнце, в лучах которого так приятно нежиться, теплые волны моря, веселый щебет птиц… Да разве все перескажешь?.. А ты! Ты загоняешь людей в квартиры пронизывающими ветрами и холодными дождями. Срываешь с деревьев зеленый наряд и заволакиваешь небо серыми тучами… Бр-р! (Вздрагивает, как от холода.)
О с е н ь. Нет, от твоей жары люди не знают, куда спрятаться, а мою свежую прохладу встречают с облегчением. Я щедро укрываю землю дарами, на по лях колосятся богатые хлеба, в садах ветки гнутся от сочных фруктов. Все благодарны мне…
М а т ь - П р и р о д а. Не спорьте! Ишь, расшумелись! Пойдите лучше в лес, соберите грибов к обеду. Л е т о. Хорошо, мамочка, мы быстро.
1 -й В е д у щ и й. Осенью дни короткие. Шли, шли Осень с Летом, устали, решили отдохнуть не много да и не заметили, как заснули.
Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный и зверь». Лето и Осень садятся, склоняясь друг к другу.
1 -й В е д у щ и й. А когда проснулись, в лесу уже было темно.
О с е н ь. Сестра, как же мы теперь домой доберемся? Даже тропинки не видно.
Л е т о. Ой, посмотри, кажется там огонек светится! Может, там избушка лесника? Пойдем на огонек?
2 -й В е д у щ и й. Вскоре они вышли на большую поляну, на которой стояла избушка Бабы-Яги. Разное о ней говорят: и будто бы злая она, и детей живьем ест, и в ступе она летает, и помелом пути-дорожки заметает… А вот и сама хозяйка!.. Чужой дух почуяла…
Выходит Баба-Яга и в ответ на нелестные слова о себе поет песню «Зачем вы мной детей пугаете; ведь вы меня совсем не знаете…».
Б а б а -Я г а. А кто же это ко мне в гости пожа ловал? Давно уже никто не проведывал бабушку! Заходите, рассказывайте, каким ветром вас ко мне занесло.
Л е т о. Да вот, бабушка, поспорили мы с сест рой, кто из нас умнее, красивее, щедрее, кого боль ше любят, да так расшумелись, что мама отправи ла нас в лес за грибами, чтобы мы не мешали ей порядок в доме наводить. Рассуди нас, бабушка. Да подскажи, как из лесу домой поскорее добраться, а то мама волноваться будет.
2 -й В е д у щ и й. Очень не хотелось Бабе-Яге от пускать неожиданных гостей, и потому пустилась она на хитрость.
Б а б а - Я г а. Стара уже я, боюсь, не смогу рас судить вас по справедливости. Позову-ка я свою дочь: пусть она вам загадки позагадывает — она у меня на это бо-о-льшая мастерица. Не зря у нее в лесной школе все звери и птицы учатся. (Зовет.) Дочка, иди-ка сюда, загадай-ка им загадки. Если правильно ответят, покажем им дорогу из лесу. Ну, а если не справятся с твоими заданиями, пусть не обижаются… (Дочке на ухо.) Загадай им загад ки, да такие, чтобы они вовек не отгадали. Пусть лучше они с нами в лесу останутся. Нам веселее будет.
Д о ч ь Б а б ы-Я г и. Хорошо, я сейчас им такие загадки загадаю, что они хоть час будут думать, а не отгадают. (Подходит к сестрам.) А чтобы вам, сестры, было легче, возьмите себе помощников из моего лесного царства — моих лучших учеников. Пусть и они свои силы попробуют. Мне будут по могать Леший и Водяной. Ну что, готовы? А теперь слушайте загадки.
Вопросы буду задавать по оче реди: сначала — тебе, Лето, затем — тебе, Осень. (Читает загадки.) 1. Крашеное коромысло через реку повисло. (Ра- дуга)
2. Синенькая шубенка покрыла весь мир. (Небо)
3. Красная девушка по небу ходит. (Солнце)
4. Дедушка мост мостит без топора и кольев. (Мо- роз)
5. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
6. Он по камешкам с пригорка скачет весело и звонко. (Ручей)
Осень и Лето отгадывают загадки.
Д о ч ь Б а б ы-Я г и (матери). Что же делать? Они справились с загадками.
Б а б а -Я г а. А ты еще что-нибудь им задай, да потруднее.
Д о ч ь Б а б ы-Я г и. Послушайте, сестрички, еще одно задание: я буду читать начало послови цы, а вы должны будете ее закончить. Будьте вни мательны! Слово — серебро, а молчание — … (золото). В умной беседе ума наберешься, а в глупой — … (свой растеряешь). Ласковым словом и камень… (растопишь). Смотри дерево в плодах, а человека… (в делах). Под лежачий камень… (вода не течет). Не спеши языком, спеши… (делом). С этими заданиями вы справились хорошо, ни чего не скажешь.
Б а б а -Я г а. А стихи они читать умеют? Очень я под них хорошо засыпаю. (Через две минуты после начала чтения стихов засыпает.) Трое учеников читают стихи на английском, русском и немецком языках.
Л е т о. Бабушка, проснись же! (Будит Бабу- Ягу.) Не слышит! Неужели так крепко спит? Сей час мы ее разбудим! Звучит песня в исполнении всех действующих лиц.
Б а б а -Я г а (просыпается, протирает глаза и начинает пританцовывать). Ой, голосистые ж какие! Не дали бабушке и глаз сомкнуть… (С хит- ринкой.) А танцевать вы умеете?
Л е т о. Конечно, бабушка! Вот, посмотри! Лето и Осень танцуют.
Б а б а -Я г а. Ой молодцы, ой молодцы! Ну, уж я так плясать не умею: у меня радикулит. Очень вы мне понравились, не хочется вас отпускать, да делать нечего, придется показать вам дорогу. Вот вам яблочко наливное, да не простое, волшебное. Бросьте яблочко и идите — оно вас к самому дому и приведет. Прощайте да бабушку не забывайте. Будете в лесу — не проходите мимо. А спорить вам не следует: вы умницы, вы красавицы, вы стóите того, чтобы вас любили. Ну, ступайте, там уж заждалась вас Мать-Природа, да и сестрица Зима на пороге сто ит, дожидается. Счастливого пути! До новых встреч!
ІІІ. Заключительное слово учителя — Вот и закончилось наше путешествие в этот сказочный мир устного народного творчества. Какие пословицы вам больше всего запомнились? Какое впечатление произвели на вас прочитан ные сказки? Что интересного услышали вы во время путе шествия? Какие чувства вы испытываете после нашего урока?
ІV. Подведение итогов урока, оценивание
V. Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Устное народное творчество».
|