Сила слова
(5 класс)
Цель: воспитывать уважение и любовь к русскому языку.
Оборудование: карточки с высказываниями писателей о русском языке; книги-сборники пословиц и поговорок.
Ход урока
I. Вступительное слово классного руководителя.
Под муз. песни В. Шаинского «Улыбка».
– Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хороших слов тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
– Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза,
улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе...».
Ребята говорят пожелания друг другу.
– Сегодняшний урок посвящен Слову.
На доске – эпиграф:
Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.
Л. Н. Толстой
II. Вопрос классу.
– Ребята, как вы думаете, что главное в нашей речи?
III. Обсуждение высказываний ребят.
– Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле.
– Слово – самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно (и только оно) позволяет человеку думать – без него невозможна была бы мысль.
– Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть.
– Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота».
– Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: «Язык один – и в будни, и в праздники».
– Родное слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру, приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей.
IV. Работа в группах.
1. Вступительное слово учителя.
Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание (распечатано на карточках, индивидуально для каждого ученика):
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей».
2. Обсуждение практической ситуации.
Ребята делятся на группы и обсуждают нравственные проблемы ситуации, которые напечатаны на листочках и лежат в конвертах:
«Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его.
Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошел от них.
Когда Али подошел опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?».
– Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, – сказал Магомет, – я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, – отошел и я».
– Обсудите смысл этого предания (в течение 5 минут).
– Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом? (Слово – серебро, молчание – золото).
3. Работа в группах.
Записать пословицы о словах. Работа с книгами-сборниками «Русские пословицы и поговорки».
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слово к слову приставляет, слово клетки городит.
Слово по слову, что на лопате, подает.
На словах густо, а на деле – пусто.
V. Анализ отрывка из стихотворения калмыцкого поэта Давида Кугультинова «Душа слова».
Оттенков множества в себе тая,
Звучание не больше, чем одежа...
У каждого из слов душа своя;
На душу говорящего похожа.
– Представьте слово как живое существо, которое, подобно человеку, может радоваться, обижаться, ругаться и т. д.
– Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер.
– Как в жизни, так и в языке есть слова добрые и злые. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или со знаком «–».
– Попробуйте определить значения слов, выяснить их характер, их условный математический знак: лес, цветы, улыбка, доброта, пожар, слезы.
VI. Чтение учащимися стихотворения Ф. Васильева «Слово» (по четверостишиям).
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
VII. Подведение итогов.
– Напишите на одной стороне листочка слова, которые вас больше всего радуют, на другой стороне – слова, которые больше всего вас обижают.
– Сложите листочки в свои конверты.
Учитель (зачитывает слова и задает вопрос). В каких словах живет добрая душа? (Учащиеся перечисляют.) Ребята, давайте с этими словами и будем жить.
|