Главная | Вход | RSSЧетверг, 2021-04-22, 7:32 PM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Разделы
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Степанова Елена Алексеевна

Вводный урок русского языка в 5 классе «Сила слова»
[ · Скачать удаленно (19,4 Кб) ] 2016-06-27, 1:56 PM

Сила слова
(5 класс)

Цель: воспитывать уважение и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с высказываниями писателей о русском языке; книги-сборники пословиц и поговорок.

Ход урока

I. Вступительное слово классного руководителя.

Под муз. песни В. Шаинского «Улыбка».

– Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хороших слов тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

– Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза,
улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе...».

Ребята говорят пожелания друг другу.

– Сегодняшний урок посвящен Слову.

На доске – эпиграф:

Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.

Л. Н. Толстой

II. Вопрос классу.

– Ребята, как вы думаете, что главное в нашей речи?

III. Обсуждение высказываний ребят.

– Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле.

– Слово – самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно (и только оно) позволяет человеку думать – без него невозможна была бы мысль.

– Слова можно повторять, декламировать, петь, ими даже можно играть.

– Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота».

– Родное слово помогает человеку жить. Поэтому и говорят: «Язык один – и в будни, и в праздники».

– Родное слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру, приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей.

IV. Работа в группах.

1. Вступительное слово учителя.

Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание (распечатано на карточках, индивидуально для каждого ученика):

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей».

2. Обсуждение практической ситуации.

Ребята делятся на группы и обсуждают нравственные проблемы ситуации, которые напечатаны на листочках и лежат в конвертах:

«Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его.

Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошел от них.

Когда Али подошел опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить  ругательства  этого дерзкого человека?».

– Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, – сказал Магомет, – я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, – отошел и я».

– Обсудите смысл этого предания (в течение 5 минут).

– Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом? (Слово – серебро, молчание – золото).

3. Работа в группах.

Записать пословицы о словах. Работа с книгами-сборниками «Русские пословицы и поговорки».

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово к слову приставляет, слово клетки городит.

Слово по слову, что на лопате, подает.

На словах густо, а на деле – пусто.

 

V. Анализ отрывка из стихотворения калмыцкого поэта Давида Кугультинова «Душа слова».

Оттенков множества в себе тая,

Звучание не больше, чем одежа...

У каждого из слов душа своя;

На душу говорящего похожа.

– Представьте слово как живое существо, которое, подобно человеку, может радоваться, обижаться, ругаться и т. д.

– Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер.

– Как в жизни, так и в языке есть слова добрые и злые. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или со знаком «–».

– Попробуйте определить значения слов, выяснить их характер, их условный математический знак: лес, цветы, улыбка, доброта, пожар, слезы.

VI. Чтение учащимися стихотворения Ф. Васильева «Слово» (по четверостишиям).

                                 Когда ты хочешь молвить слово,

                                 Мой друг, подумай, не спеши:

                                 Оно бывает то свинцово,

                                 То рождено теплом души.

                                 Оно то жаворонком в выси,

                                 То медью траурной поет.

                                 Покуда слово сам не взвесил,

                                 Не выпускай его в полет.

                                 Им можно радости прибавить

                                 И радость ядом отравить.

                                 Им можно лед зимой расплавить

                                 И камень в крошку раздробить.

                                 Оно ограбит иль одарит,

                                 Пусть ненароком, пусть любя,

                                 Подумай, как бы не ударить

                                 Того, кто слушает тебя.

VII. Подведение итогов.

– Напишите на одной стороне листочка слова, которые вас больше всего радуют, на другой стороне – слова, которые больше всего вас обижают.

– Сложите листочки в свои конверты.

Учитель (зачитывает слова и задает вопрос). В каких словах живет добрая душа? (Учащиеся перечисляют.) Ребята, давайте с этими словами и будем жить.

 

Категория: Степанова Елена Алексеевна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 483 | Загрузок: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2021
    uCoz