Главная | Вход | RSSСуббота, 2024-04-20, 2:15 AM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Меню сайта
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
ДЭГ #БольшиеВызовы #СириусТаланты . #SiriusTalents
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Токарева Тамара Ивановна

Из опыта работы «Место самостоятельной работы для повышения качества знаний»
[ · Скачать удаленно (107 Кб) ] 2015-04-13, 11:49 AM

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс. Поэтому  я считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы.

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно – ориентированны. Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выбранные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

Обучение и учение взаимосвязаны, но не тождественны. Обучением через его содержание задаются социокультурные образцы познания, поведения, обязательные для всех.

Ученик получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. Следует отметить, что в сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

 При этом, проводя  самостоятельные работы,  преследую следующие цели:

  1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.;
  2. Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
  3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще;
  4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;
  5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

При составлении заданий для самостоятельной работы учитываю, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей.

Переход с одного уровня на другой осуществляю постепенно  только тогда когда убеждена, что учащийся справится со следующим уровнем самостоятельности. Иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях.

Важно научить ученика приёмам выполнения домашнего задания, устно и письменно; проводить индивидуальную работу с отдельными учениками по развитию самостоятельности учащихся во внеурочное время.

 Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения. Науку двигает борьба различных направлений, теорий и мнений.

Проводя ту или иную самостоятельную работу учащихся, многие учителя рассматривают ее как самоцель, не обращая должного внимания на то, способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика или нет. Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение заданий по образцу, среди которых мало заданий творческого характера. В то время как задания творческого характера, развивая у учеников умение отойти от той формы изложения материала, которая была предложена учителем или учеником, способствует более глубокому изучению материала, раскрытию его новых сторон.

Поэтому учителю очень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения.

Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Очень важно, чтобы учитель сумел создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, использую следующие виды: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие; контрольные.

Обучающие работы предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на усвоение знаний и выработку умений применять их. Они часто носят индивидуальный характер и предназначены для ребят, по тем или иным причинам, не усвоившим материал вместе с остальной частью класса. Обучающие самостоятельные работы в свою очередь подразделяют на работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Во всех случаях надо стремиться проводить обучающие работы в непринужденной, деловой обстановке, чтобы ребята не боялись задавать любые вопросы, были бы уверены, что за ошибки их не накажут, а там, где требуется, помогут, покажут, повторно разъяснят непонятое.

Например:

7 класс тема: «Решение линейных уравнений»

Чтобы решить линейное уравнение нужно:

  1. раскрыть скобки;
  2. выполнить действия умножения;
  3. перенести слагаемые с неизвестными в левую часть, а числа в правую часть, при переносе изменяя знак слагаемого;
  4. привести подобные слагаемые;
  5. найти неизвестное, разделив число в правой части на коэффициент при х;

 

 

  1. записать ответ.

 2· (х - 8) +27 =5· (3 - 2х) -3

х - 2·8 + 27 = 5·3 - 5·2х – 3

2х – 16 + 27 = 15 – 10х – 3

2х + 10х = 15 – 3 + 16 - 27

 

 

12х = 1

 

х =

Ответ:

Реши сам:

 

1 вариант

2 вариант

  1. 6 · (х + 2) = 18;
  2. 6х + 7 · (3х – 2) = 14;
  3. 3· (6х + 1) = 4 · (3 – 2х) + 25.
  1. 3 · (х - 5) = 3;
  2. 2х + 5 · (3х + 4) = 14;
  3. 8· (х  - 1) = 4 · (3 + 3х) – 17.

Здесь представлен пример обучающей (корректирующей) самостоятельной работы по алгебре в  7 классе. Она предлагается ученикам в виде карточек, в которых присутствуют следующие пункты:

  • алгоритм, порядок выполнения операций при решении уравнений;
  • решенный пример по шагам алгоритма;
  • примеры для самостоятельного решения. Реши сам (Р.С.).

Основной целью обучающей работы является изучение нового материала, а не оценка знаний. Поэтому при выполнении задания допускаю индивидуальные консультации. Внимательно слежу за выполнением работы и если обнаруживаю, что учащиеся допускают ошибки в упражнениях, то отсылаю их к объяснительному тексту, предлагаю вновь выполнить вычисления или даю разъяснения сама. Если же вижу, что большинство учащихся испытывают затруднения, то самостоятельное выполнение заданий прекращаю, объясняю часть материала сама, разбиваю два-три упражнения на доске или провожу фронтальную работу с классом. Лишь убедившись, что учащиеся усвоили материал, можно приступить к дальнейшему выполнению самостоятельной работы.

Во время выполнения обучающей самостоятельной работы ученикам, сидящим рядом, разрешаю консультироваться друг с другом; один из них может помочь другому разобраться в объяснительном тексте или решении каких-либо примеров. Но даже в этом случае каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно. Это гарантируется различными вариантами работы.

За обучающую работу ученикам выставляю только положительные оценки

Развивающие самостоятельные работы даются либо индивидуально каждому ученику, либо всему классу сразу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Такие задания полезно давать ученикам в качестве домашней работы. На уроках развивающим задачам обычно отводят немного времени и предлагают ученикам в конце урока, если остается время после изучения запланированного материала, либо в начале, в качестве разминки. Если систематически уделять 5-10 минут урока таким задачам результаты не заставят себя ждать.

Например:

1. Найти сходство (общие признаки, свойства, характеристики) у разных геометрических объектов (у ромба и прямоугольника; треугольника и трапеции; окружности и сферы; смежных углов и вертикальных углов и т. д.).

2. а) Перечислить как можно больше геометрических объектов с данным свойством (имеет прямой угол; содержит 4 отрезка; диагонали точкой пересечения делятся пополам; можно вписать окружность). б) Перечислить как можно больше предметов, обладающих несколькими заданными свойствами (имеет прямой угол и острый; имеет два равных угла).

Развивающими являются самостоятельные работы с переадресацией цели. Например,  использую задания с кодированными ответами. На урок задаются примеры, решая которые ученик получает ответ. Все ответы и посторонние значения заносятся в таблицу, где напротив значения указана буква или слог. Из полученных ответов-букв (слогов) складываются слова или предложения.

Контролирующие самостоятельные работы призваны проверить степень усвоения материала учениками для своевременной коррекции знаний и накопления оценок. Со своими учащимися  провожу самостоятельные работы  и контрольные работы  в четырех и более вариантах, идентичные по содержанию или различных по уровням сложности. Все больше применяю дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса. Обычно в практике обучения использую до восьми вариантов разноуровневых заданий. В зависимости от степени сложности темы, работы дифференцируются по уровням сложности. Обычно применяю 2 уровня сложности, реже три. К первому, более легкому уровню, часто прилагается справочный материал, опорные формулы.

Например:

1. Двухуровневая многовариантная самостоятельная работа по алгебре в 9 классе по теме “Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии”. Самостоятельная работа составлена в двух уровнях сложности. Варианты, помеченные индексами “В – I – 1” - “В – I – 4” предназначены для учеников со слабой математической подготовкой. В них приводятся формулы необходимые для успешного решения первых двух заданий. Варианты “В – II – 1” - “В – II – 6” предназначены для учеников с хорошей и отличной подготовкой. В таких карточках формулы не приводятся, но учитель разрешает использовать справочный материал (шпаргалки), заранее изготовленные дома. (Вообще, я поощряю желание детей использовать и готовить справочный материал с формулами, поскольку в процессе его изготовления и использования, формулы запоминаются сами собой).

 

Арифметическая прогрессия

9 класс

В – I – 1

1. В арифметической прогрессии (аn) известны а1 = – 0,8, d = – 0,4. Найдите а2, а3, а7 .

Используй формулы

а2 = а1 +d , а3 = а2 +d,

аn = а1 +d(n – 1)  а7 = а1 +d(71)

 

2. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 3; 7; … (здесь а1 = 3 , а2 = 7). Найдите d , а3, а4, а11.

 

 Используй формулы

d = а2а1, а3 = а2 +d, а4 = а3 +d

аn = а1 +d(n – 1)  а11 = а1 +d(111)

3. Найдите первый член а1 арифметической прогрессии (аn), если а8 = 19, d = 1,2

Арифметическая прогрессия

9 класс

В – I – 3

1. В арифметической прогрессии (аn) известны а1 = – 12,5, d = 1,5. Найдите а2, а3, а10 .

Используй формулы

а2 = а1 +d , а3 = а2 +d,

аn = а1 +d(n – 1)  а10 = а1 +d(101)

2. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 81; 77; … (здесь а1 = 81, а2 = 77). Найдите d , а3, а4, а16.

Используй формулы

d = а2а1, а3 = а2 +d, а4 = а3 +d

аn = а1 +d(n – 1)  а16 = а1 +d(161)

3. Найдите первый член а1 арифметической прогрессии (аn), если а16 = –11, d = –1

 Арифметическая прогрессия

В – I – 2

1. В арифметической прогрессии (аn) известны а1 = – 6, d = – 0,5. Найдите а2, а3, а12 .

Используй формулы

а2 = а1 +d , а3 = а2 +d,

аn = а1 +d(n – 1)  а12 = а1 +d(121)

2. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 2; 3,5; … (здесь а1 =2, а2 = 3,5). Найдите d , а3, а4, а11.

Используй формулы

d = а2а1, а3 = а2 +d, а4 = а3 +d

аn = а1 +d(n – 1)  а11 = а1 +d(111)

3. Найдите первый член а1 арифметической прогрессии (аn), если а11 = –5, d = –0,7

 Арифметическая прогрессия

В – I – 4

1. В арифметической прогрессии (аn) известны а1 = 5,5, d = 2,5. Найдите а2, а3, а11 .

Используй формулы

а2 = а1 +d , а3 = а2 +d,

аn = а1 +d(n – 1)  а11 = а1 +d(111)

2. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 2,6; 2,4; … (здесь а1 =2,6, а2 = 2,4). Найдите d , а3, а4, а21.

Используй формулы

d = а2а1, а3 = а2 +d, а4 = а3 +d

аn = а1 +d(n – 1)  а21 = а1 +d(211)

3. Найдите первый член а1 арифметической прогрессии (аn), если а8 = 37, d = 3

Арифметическая прогрессия

В – II – 1

1. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 2; 9;… Найдите d, а3, а4, а21.

2. Найдите разность d арифметической прогрессии (аn), если а1 = 5, а8 = 19.

3. Известны два члена арифметической прогрессии (аn): а8 = 11,2 и а15=19,6. Найдите а1 и d

Арифметическая прогрессия

В – II – 4

1. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: -15,3; -14,7;… Найдите d, а3, а4, а21.

2. Найдите разность d арифметической прогрессии (аn), если а1 = 16, а8 = 37.

3. Известны два члена арифметической прогрессии (аn): а4 =32,5 и а12 =29,3. Найдите а1 и d

 Арифметическая прогрессия

В – II – 2

1. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 17,6; 17,2;… Найдите d, а3, а4, а21.

2. Найдите разность d арифметической прогрессии (аn), если а1 = 2, а8 = -5.

3. Известны два члена арифметической прогрессии (аn): а10 =1,9 и а16 =6,1. Найдите а1 и d

 Арифметическая прогрессия

В – II – 5

1. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 3,4; – 0,2;… Найдите d, а3, а4, а21.

2. Найдите разность d арифметической прогрессии (аn), если а1 = 4, а16 = – 11.

3. Известны два члена арифметической прогрессии (аn): а7 =4,9 и а17 =10,9. Найдите а1 и d.

 Арифметическая прогрессия

В – II – 3

1. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: -50; -38,8;… Найдите d, а3, а4, а21.

2. Найдите разность d арифметической прогрессии (аn), если а1 = –0,5, а7 = 1,9.

3. Известны два члена арифметической прогрессии (аn): а5 = 8,2 и а10 =4,7. Найдите а1 и d

 Арифметическая прогрессия

В – II – 6

1. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: 18; 14;… Найдите d, а3, а4, а21.

2. Найдите разность d арифметической прогрессии (аn), если а1 = 17,5, а16 = 40.

3. Известны два члена арифметической прогрессии (аn): а6 =36,4 и а18=31,6. Найдите а1 и d.

 

 Ответы:

В – I –1

В – I –2

В – I –3

В – I –4

1

а2 = -0,4, а3 = 0,

а7 = 1,6

а2 = -6,5, а3 = -7,

а12 = –11,5

а2 = -11, а3= -9,5

а10 = 1

а2 = 8, а3 =10,5

а11 = 30,5

2

d = 4, , а3 = 11,

а4 =15, а11 = 43

d = 1,5, а3 = 5,

а4 =6,5, а11 = 17

d = -4, , а3 = 73,

а4 =69, а16 = 21

d = -0,2, а3 = 2,2,

а4 =2, а21 = -1,4

3

а1 =10,6

а1 =2

а1 = 4

а1 =16

В – II –1

В – II –2

В – II –3

В – II –4

В – II –5

В – II –6

1

d = 7,

а3 = 16,

а4=23,

а21 =142

d = -0,4,

а3 = 16,8,

а4=16,4,

а21 =9,6

d = 11,2,

а3 = -27,6,

а4=-16,4,

а21 =174

d = 0,6,

а3 = -14,7,

а4= -14,1,

а21 = -3,3

d = -3,6,

а3 = -3,8,

а4=-7,4,

а21 =-68,6

d = -4,

а3 = 10,

а4=6,

а21 =-62

2

d = 2

d = -0,7

d = 0,4

d = 3

d = -1

d = 1,5

3

а1 =2,8,

d = 1,2

а1 =-4,4,

d = 0,7

а1 =11,

d = -0,7

а1 = 33,7,

d = -0,4

а1 =1,3,

d = 0,6

а1 =38,4,

d = -0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контрольная работа по алгебре в 9 классе № 5 по теме: “Геометрическая прогрессия”. В 4-х однотипных вариантах.

Геометрическая прогрессия

9 класс

В – 1

1. Последовательность (bn) – геометрическая прогрессия. Найдите b2 и b7 , если b1 =–24 и знаменатель q =0,5.

2. Найдите сумму первых шести членов геометрической прогрессии (xn), первый член которой равен 3, а знаменатель равен 2.

3. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bn) с положительным знаменателем, зная, что b3 = 0,05 и b5 =0,45.

4. Между числами 6 и 486 вставьте такие три числа, чтобы они вместе с данными образовывали геометрическую прогрессию. Возможны два варианта.

Геометрическая прогрессия

9 класс

В – 2

1. Последовательность (bn) – геометрическая прогрессия. Найдите b2 и b5 , если b1 = 625 и знаменатель q = –1/5.

2. Найдите сумму первых шести членов геометрической прогрессии (xn), первый член которой равен 4, а знаменатель равен 2.

3. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bn) с положительным знаменателем, зная, что b3 = 0,04 и b5 = 0,16.

4. Между числами и 27 вставьте такие три числа, чтобы они вместе с данными образовывали геометрическую прогрессию. Возможны два варианта.

 

В – 3

1. Последовательность (bn) – геометрическая прогрессия. Найдите b2 и b6 , если b1 = 0,81 и знаменатель q = –1/3.

2. Найдите сумму первых шести членов геометрической прогрессии (xn), первый член которой равен 5, а знаменатель равен 2.

3. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bn) с положительным знаменателем, зная, что b3 = 1,2 и b5 = 4,8

4. Между числами 15 и 1215 вставьте такие три числа, чтобы они вместе с данными образовывали геометрическую прогрессию. Возможны два варианта.

В – 4

1. Последовательность (bn) – геометрическая прогрессия. Найдите b2 и b5 , если b1 = –125 и знаменатель q =1/5.

2. Найдите сумму первых шести членов геометрической прогрессии (xn), первый член которой равен 6, а знаменатель

 равен 2.

3. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bn) с положительным знаменателем, зная, что b3 = 3,6 и b5 = 32,4.

4. Между числами 0,5 и 8 вставьте такие три числа, чтобы они вместе с данными образовывали геометрическую прогрессию. Возможны два варианта.

 

 

Самостоятельность является одним из главных качеств учащегося и важнейшим условием обучения. Самостоятельность - это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащегося, а осуществление его - решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. При этом, безусловно, не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.

Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся (что совершенно необходимо учащимся для изучения таких предметов, как математика, физика, химия). На уроках математики доля самостоятельной работы учащихся может составлять от 12 до 88% времени урока.

Объясняется это тем, что любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащегося. Суть ее заключается в том, что учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени реализуют, проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащегося, взаимно обогащают друг друга.

Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.

Ежегодно мои выпускники поступают в высшие учебные заведения, где успешно сдают математику на вступительных экзаменах. Считаю, что умение работать самостоятельно с дополнительной литературой по математике, решать нестандартные задачи, искать новые способы решения уравнений и неравенств, сотрудничество с учителем по подготовке рефератов и сообщений по теме, сыграло немаловажную роль в том, что учащиеся старших классов принимают участие в районных олимпиадах

 

 

Категория: Токарева Тамара Ивановна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 516 | Загрузок: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz