Пояснительная записка.
Программа объединения «Санпост» направлена на воспитание санитарной культуры детей и подростков в образовательных учреждениях. Она складывается из учебной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой учителями предметниками, медицинским персоналом, классными руководителями, руководителями кружков, секций, педагогами дополнительного образования. Вопросы гигиены освещаются в преподавании курсов: основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, труда, биологии. Реализация программы «Санпост» помогает формировать у детей и подростков навыки рационального питания, устойчивые жизненные позиции в отношении отказа от вредных привычек. Программа включает в себя день здоровья, акции, конференции, диспуты, тренинги, волонтерское движение с целью пропаганды здорового образа жизни самими учащимися по принципу «ровесник-ровеснику».
В программе большое внимание уделяется гигиеническому просвещению родителей. Наиболее актуальными для родителей являются темы: «Режим дня школьника», «Воспитание культуры питания у детей», «Гигиена полового воспитания», «Охрана нервно-психического здоровья подростков» и другие.
Для получения стойкого социального и образовательного эффекта от данной программы необходимо ежедневно применять на практике требования санитарного законодательства от проветривания помещений до гигиенической оценки урока.
Цель:
Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Задачи:
1. Разработка, апробация и внедрение здоровьесберегающих технологий.
2. Оказать методическую помощь учителю в организации здоровьесохранного учебного процесса.
- Популяризировать здоровый образ жизни.
Актуальность:
- статистика последних лет о состоянии здоровья школьников определила
сегодня приоритетное направление – здоровье и образование;
- уменьшается число абсолютно здоровых детей, укореняются вредные
привычки;
- происходит рождение физиологически незрелых детей;
- у подавляющей части населения отсутствует культура ЗОЖ;
- дети приходят в школу уже с ослабленным здоровьем;
- с первого по одиннадцатый класс здоровье учащихся еще более
ухудшается;
- среди школьников продолжают распространяться "вредные привычки";
- растет явление гиподинамии;
- ухудшается экологическая обстановка во многих регионах растет
заболеваемость детей.
Нормо -правовая база
Закон Российской Федерации
- «Об образовании» ст.51
- Президентская программа «Дети России»
- Министерство образования Российской Федерации ПРИКАЗ от 15.05.2000 № 1418
Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения
- Положение о Валеологическом Совете. 2000 гПриказ МО РФ и Министерства здравоохранения РФ №186\272 от 30.06.92
«О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»
- Санитарные правила и нормы \ СанПиН 2.4.2.-576-96\ «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»
Ожидаемые результаты:
- Определение здоровья как одного из приоритетов в учебно- воспитательной деятельности.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование культуры здоровья.
4. Повышение мотивации укрепления здоровья у учащихся.
5. Воспитание потребности активного отдыха и занятий спортом.
6. Стойкое отрицание вредных привычек.
Используемые воспитательные технологии:
- личностно-ориентированные;
- здоровьесберегающие;
- игровые технологии
- адаптация к условиям среды, способность к управлению поведением;
- педагогика сотрудничества
- технология проведения коллективных творческих дел.
Формы проведения воспитательных мероприятий с учащимися:
- конкурсы, викторины, КВНы, игры;
- мероприятия, проводимые психологом школы, тренинги
нравственного самосовершенствования;
- тематические часы общения, круглый стол;
- диспуты, дискуссии;
- выпуск газет, листовок, презентаций.
Организация работы объединения строится по следующим принципам:
- Интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности школьников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях в кружке, используются на уроках и содействуют повышению психологической сферы;
- Погружения – обучение предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях с использованием навыка исследовательского труда.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
- Информационном – получение школьниками новых знаний;
- Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
- Нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Содержание программы.
Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Ознакомление воспитанников с программой, ее особенностями. Цели и задачи на год. Оформление школьного экрана «Санпост».
Раздел 1. Организация «Красный крест» (1 час) История создания первых санитарных бригад. Знакомство с историей создания санпостов, санитарных бригад, их работой.
Раздел 2. Учебная среда и здоровье (8 часов)
Ознакомление с распорядком дня учащихся, рациональной организацией учебной деятельности и отдыха. Определение понятия «шум», его воздействие на организм и работоспобность, источники шума в школе и дома. Проведение рейда по выявлению самого шумного класса, Разъяснительная беседа с учащимися. Значение физминуток на уроках, необходимость их проведения, разработка упражнений для проведения физминуток, восстанавливающих работоспособность на уроке и снимающих напряжение у учащихся. Санитарное состояние учебных кабинетов. Пылевое загрязнение воздуха в кабинете, его негативное влияние на здоровье учащихся, неоходимость проветривания. Уменьшение содержания бактерий и углекислого газа в учебных помещениях. Память, возмлжности памяти, скрытые резервы памяти. Подготовка к ЕГЭ и ГИА – умственная и психологическая нагрузка. Психологические тренинги для учащихся 9 и11 классов. Работа с психологом.
Раздел 3. Профилактика здоровья (6 часов)
Вирусные заболевания, способы заражения и профилактики гриппа и ОРВИ. Уход и правила поведения больного гриппом. Подготовка презентации «Защити себя и своих близких». Значение вакцинации против гриппа Осложнения после гриппа. Витамины, их значение для здоровья. Проявления авитаминозов. Источники витаминов. Витаминные препараты. Использование лекарственных растений при простуде, ангине, как источник витаминов и микроэлементов.
Раздел 4. Вредные привычки и здоровье (4 часа)
Алкоголизм и табакокурение. Воздействие алкоголя и курения на ситемы органов подростка, память. Психическое развитие организма. Детский алкоголизм. Вредное воздействие на организм энергетических напитков. Наркотические вещества, их воздействие на организм в целом и на отдельные системы органов подростка. Тренинг по отрицанию курения и употребления алкоголя и наркотиков.
Раздел 5. Здоровый образ жизни (6 часов)
Спорт, его значение для физического и морального здоровья отдельных личностей и общества в целом. Возможности занятия спортом в нашем городе. Значение спорта для формирования здоровья подростка. Питание школьника, Важность сбалансированности пищи, режима приема пищи, ее качества. Вредные и полезные продукты для подростка. Подготовка презентации «Рациональное питание школьника». Правила закаливания оранизма, его значение для иммунитета. Гигиенические нормы и правила для подростка, их значение для красоты и здоровья тела. Осанка. Правила положения позвоночника во время урока, упражнения для тренировки мышечного корсета спины.
Раздел 6. Это нужно знать каждому (7 часов )
Виды первой помощи при травмах, отравлениях, солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитых животных. Знакомство с ядовитыми растениями и животными нашей местности. Профилактика профилактики геморрагической лихорадки. Правила безопасности при нахождении в природе.Изучение практических приемов первой помощи.
Итоговое занятие. Презентация «Будь здоров!» Практические советы для поддержания и укрепления здоровья.
Учебно – тематический план.
№
|
Тема
|
кол-во часов
|
Форма занятий
|
теория
|
практика
|
1
|
Организационное занятие.
Оформление школьного экрана.
|
1
|
|
групповая
|
|
Организация «Красный крест» (1 час)
|
1
|
|
групповая
|
2
|
История создания первых санитарных бригад.
|
|
|
|
|
Учебная среда и здоровье (8 часов)
|
6
|
2
|
|
3
|
Как организовать свой рабочий день.
|
1
|
|
групповая
|
4
|
Влияние шума на работоспособность организма.
|
1
|
|
групповая
|
5
|
Рейд по учебным кабинетам и коридорам во время перемен.
|
|
1
|
групповая
|
6
|
Физминутки и минитренинги во время урока.
|
1
|
|
групповая
|
7
|
Санитарное состояние учебных кабинетов.
|
1
|
|
групповая
|
8
|
Рейд по проверке санитарного состояния учебных кабинетов и проветриванию на переменах.
|
|
1
|
групповая
|
9
|
Как тренировать свою память.
|
1
|
|
групповая
|
10
|
Психологическая помощь при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
|
1
|
|
групповая
|
|
Профилактика здоровья (6 часов)
|
3
|
3
|
|
11
|
Грипп – опасное заболевание.
|
1
|
|
групповая
|
12
|
Уход и правила поведения больного гриппом.
|
|
1
|
|
13
|
Вакцинация против гриппа.
|
1
|
|
групповая
|
14
|
Подготовка презентации «Защити себя и своих близких».
|
|
1
|
|
15
|
Витамины.
|
1
|
|
групповая
|
16
|
Применение лекарственных растений.
|
1
|
|
групповая
|
|
Вредные привычки и здоровье (4 часа)
|
2
|
2
|
|
17
|
Алкоголизм и табакокурение.
|
1
|
|
групповая
|
18
|
Влияние никотина на организм подростка.
|
|
1
|
групповая
|
19
|
Мозговой штурм «10 причин почему не нужно употреблять алкоголь».
|
|
1
|
групповая
|
20
|
Наркотические вещества: правда и мифы.
|
1
|
|
групповая
|
|
Здоровый образ жизни (6 часов)
|
4
|
2
|
|
21
|
Спорт – залог красоты и здоровья.
|
1
|
|
групповая
|
22
|
Правильное питание – залог здоровья.
|
1
|
|
групповая
|
23
|
Подготовка презентации «Рациональное питание школьника»
|
|
1
|
индивидуальная
|
24
|
Закаливание организма.
|
1
|
|
групповая
|
25
|
Гигиена подростка.
|
1
|
|
групповая
|
26
|
Профилактика скалиоза.
|
1
|
|
групповая
|
|
Это нужно знать каждому ( 7 часов )
|
5
|
2
|
|
27
|
Ядовитые растения и животные. Первая помощь.
|
1
|
|
групповая
|
28
|
Оказание первой помощи при травмах.
|
1
|
|
групповая
|
29
|
Практическое занятие.
Оказание первой помощи при травмах.
|
|
1
|
групповая
|
30
|
Аллергия и аллергены.
|
1
|
|
групповая
|
31
|
Геморрагическая лихорадка. Профилактика.
|
1
|
|
групповая
|
32
|
Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударе и солнечном ожоге.
|
1
|
|
групповая
|
33
|
Практическое занятие. Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударе и солнечном ожоге.
|
|
1
|
групповая
|
34
|
Итоговое занятие.
Презентация «Будь здоров!»
|
|
1
|
индивидуальная
|
|
ИТОГО: 34 часа
|
24
|
10
|
|
Методическое обеспечение работы объединения
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Для организационных форм обучения на занятиях используются групповые и индивидуальные формы; из методов обучения частично-поисковый, исследовательский, эвристический.
Виды деятельности на занятиях: лекция, беседа, семинар, практикум, консультация, работа с компьютером, фестивали науки, конкурсы, брейн – ринги. Проведение занятий предполагает как работу учебной группы в полном составе, так и работу в подгруппах, звеньях, индивидуальное сопровождение и консультирование.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Психологические особенности возрастной группы 11-15 лет:
- Ведущая потребность - общение со сверстниками.
- Развитие Я – концепции
- Склонность к риску, острым ощущениям.
- Быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в связи с бурным психофизиологическим развитием.
- Появление интереса к противоположному полу.
- Замедление реакции. Подросток не сразу отвечает на вопросы, не сразу начинает выполнять задания
- Слабо сформированная эмоционально-волевая сфера
- Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников
- Необходимость ощущения социальной востребованности (формирование чувства взрослости).
Для данной возрастной группы приоритетны игровые, соревновательные формы и методы, коллективная творческая деятельность (КТД), работа в микрогруппах, частая смена состава микрогрупп и позиции участников в совместной деятельности (идеолог, организатор, участник, наблюдатель), задания, предполагающие расширение сферы социальных контактов, экскурсии.
Психологические особенности возрастной группы 16-17 лет:
- Кризис идентичности. Формирование нового Я – образа (я - взрослый), создание первичной жизненной концепции
- Профессиональное самоопределение
- Период формирования, опробования и усвоения системы ценностей и социальных установок.
- Период формирования социальных компетенций.
Для старшей возрастной группы более адекватными являются все формы индивидуального сопровождения, дебаты, дискуссии, встречи с представителями профессиональных учебных заведений, индивидуальные творческие задания.
|