Главная | Вход | RSSПятница, 2021-04-23, 2:43 AM

МОУ СОШ №2 г.Зеленокумска Советского района

Разделы
Категории раздела
Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]
Новое на сайте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Методические разработки

Главная » Файлы » Методические разработки учителей » Васильченко Елена Юрьевна

План-конспект урока литературе «Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6-й класс
[ · Скачать удаленно (22,1 Кб) ] 2016-03-20, 0:03 AM

 

Тема урока: "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". 6-й класс

Цели урока: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Задачи урока:

1.     Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).

2.     Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.

3.     Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.

План урока:

1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.

2. Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.

3. Словарная работа. 1 мин.

4. Пересказ эпизодов с использованием опорных - слов глаголов. 8 мин.

5. Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов. 5 мин.

6. Физминутка. 1 мин.

7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.

8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.

9. Тестирование. 7 мин.

10. Домашнее задание 1 мин.

11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.

2. Фронтальный опрос.

Что является завязкой рассказа?

(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему “пряник конем”. Это почти сказочное начало.)

Исполнилась ли мечта мальчика - получить “пряник конем”? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: “По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”)

Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы “трудом своим заработать пряник”. Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “труд” - мальчик понимает, что даром ничего не достается)

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребята “несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки”. Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду)

- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?

3. Словарная работа: увал, туесок, шаньга.

4Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов.

(“Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились”; “заскочили в чей-то огород”, “напластали беремя луку-батуна” (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); “наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”. Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника - он по-другому не умеет: “Я брал старательно”. Вспоминает слова бабушки: “Главное - закрыть дно посудины”, это помогает ему, подгоняет: “стал собирать ягоды скорее”. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, “не набрал полную посуду”. “Лев онтьевские” же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой “надавал пинков” и брату, и сестре за то, что “жрали” ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: “рассердился”, “бросил”, “жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”, “взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”, “раздавили”)

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

5. Инсценирование эпизодов. Работа в группах.

(Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: “Бабушки Петровны испугался! Эх ты!”, и тот проговаривается о прянике. Санька “что-то быстро смекнул”: “Скажи уж лучше - боишься ее, и еще жадный!” Тут герой и попадается “на уду”: “А хочешь, все ягоды съем?” Отступать было поздно. Мальчику важно было “не спасовать, не струсить, не опозориться”, не показаться жадным. Так и получилось, что “левонтьевская орда” вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком)

- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: “покаялся”, “хорохорился я”, “гаснущим голосом”, “напустил на себя отчаянность”, “махнул на вес рукой”. Тут уж героя понесло - он хвастается: “Я еще у бабушки калач украду!” Он становится таким же, как левонтьевские ребята)

- Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину “за некрасивый вид”, “пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа”, тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: “забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила”)

- Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька “заржал”, он злорадствовал: “Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!” Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: “тихо плелся я за левонтьевскими ребятами” - “они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки”)

Физминутка

- Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, “бес” Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей)

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчику нелегко дался обман: он “даже чуть было не всплакнул”, потом “приготовился к каре за содеянное злодейство”. То есть он понимает, что совершил “злодейство”. Поэтому его мучит совесть: “Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?” “А что если разбудить ее и все-все рассказать?” Даже на рыбалке мальчик думает: “И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?” Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: “И пожалеть меня некому”. Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!” Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь)

6. Работа с текстом (выборочное чтение).

- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: “День был ясный, летний”. Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? (Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: “клонились к земле рябенькие кукушкины слезки”, “на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики”, “лежали полосатые цветки-граммофоны”. Постепенно его взгляд поднимается вверх - на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у “левонтьевских”)

- Какова развязка истории? (Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: “Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее”. Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы “хлынули безудержно”. Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: “Попроси прощенья...”)

7. Работа по иллюстрациям.

- Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.

- Почему бабушка купила все-таки “пряник конем” обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих “злодеяниях”. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: “А я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”)

8. Тестирование. (Приложение 1)

9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированиемКакие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?

10. Домашнее задание.

Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” (на перспективу). Вн.чт. Рассказы В. Астафьева.

Читать рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского”.

 

Категория: Васильченко Елена Юрьевна | Добавил: adm-2shkola
Просмотров: 602 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2021
    uCoz