Выступление на педагогическом совете по теме:
«Выявить неоднозначность влияния новых образовательных технологий на учебную деятельность школьников»
подготовил: учитель математики Водопьянова Н. С.
В современной школе стало модным проводить занятия с использованием новых образовательных технологий, таких как: групповых форм работы, проблемное обучение, проектные методы обучения и т. д. Но не всегда эффективно применять те или иные методы обучения. Они могут как повысить качество знаний на различных этапах урока, так и привести к негативным последствиям.
Организация работы в группах ассоциируется с инновациями, передовыми технологиями. Однако не всегда уроки с использованием групповых форм являются эффективными. В зависимости от того, что мы решим в каждой конкретной ситуации, урок либо окажется провальным, либо станет успешным и запомнится нашим ученикам на долгие годы. Говоря о возможных рисках (трудностях, «минусах» и т.д.) нужно иметь в виду, прежде всего, сложности подготовки и управления таким уроком для учителя.
а) Действительно, на уроке, когда мы даем возможность учащимся работать в группах, непросто проследить за тем, чтобы каждый ученик выполнял порученное задание, был активен в работе, а не отсиживался, скрываясь за спинами своих более ответственных и подготовленных одноклассников.
б) Как правило, на таком уроке бывает шумно. Некоторые педагоги отмечают, что сложно «снизить громкость» обсуждения, а в нужный момент переключить внимание с работы в группах на общую дискуссию.
в) Сложно оценивание учащихся. Как это сделать максимально объективно, учесть при этом «реальные затраты» каждого ученика, его вклад в общее дело?
г) Ученику не всегда бывает комфортно работать в той или иной группе (особенно, если состав группы определяется педагогом или путем случайной выборки).
д) Средний или слабый (по уровню подготовки) ученик оказывается под давлением более сильного своего одноклассника. В результате доля его участия в создании совместного продукта минимизируется.
Проблемное обучение является эффективным и конструктивно развивает личность. Методическая система проблемного обучения не универсальна и имеет свои ограничения:
• проблемное обучение применимо не на всяком материале, а лишь там, где допускаются неоднозначные или даже альтернативные оценки и мнения;
• оно оправданно лишь на материале высокого уровня значимости; в противном случае (при концентрировании внимания на второстепенных вопросах) можно получить обратный эффект, когда главное будет утеряно, а второстепенные вопросы хорошо усвоены;
• проблемное обучение оправданно тогда, когда учащиеся хорошо подготовлены; в противном случае есть вероятность непопадания в зону ближайшего развития со всеми негативными последствиями;
• проблемное обучение — “времяемкий” процесс по сравнению с другими типами обучения, и требуемый ресурс времени не всегда может оказаться допустимым.
Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности. Но обучение, в свою очередь, не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация). Но технология проблемного обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому она не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
Как и каждый метод проектный метод имеет свои сильные и слабые стороны. К недостаткам следует отнести:
- непривычность данной формы работы в массовой школе;
- сложность планирования определенной серии уроков на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);
- не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;
- большие затраты времени на составление проекта;
- отсутствие методических материалов и разработок, которые помогали бы учителю в разработке того или иного проекта;
- невысокая мотивация к данному виду деятельности.
- Проектное обучение – это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.
- повышенная умственная нагрузка учащихся, затрата большого количества времени как на проект, так и на его проверку.
Таким образом, рассмотрение метода проектов показывает, что при его применении происходит отказ от традиционной схемы авторитарного обучении. Когда главным источником информации и жизненного опыта выступает преподаватель. Метод проектов предполагает самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них, таким образом, независимость и самостоятельность, инициативу и рефлексию, в том числе и в профессиональной сфере.
Высоко оценивая образовательную эффективность метода проектов, следует все же предостеречь от чрезмерного увлечения им. Слишком частое обращение к проектам ведет к быстрому утомлению обучаемых и нежеланию принимать активное участие в них.
Следующая новая образовательная технология индивидуализации и дифференциации обучения.
Недостатки технологии индивидуализации и дифференциации:
- слабые и средние ученики лишены влияния сильных учеников, способного их развивать;
- неблагоприятная эмоциональная обстановка во время которой сильные ученики проявляют снобизм, а у слабых возникает чувство неполноценности;
- распределение детей по классам на основе школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие;
- дифференциация на основе умственных способностей не позволяет учитывать различные стороны интеллекта, другие свойства личности, а также факторы развития;
- при переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.
|